И так, 30 июня я закончила свой последний ульпан: медицинский.
И начала искать работу.
На первую неделю было много разных официальных дел: надо было встать на учет в лишкат авода ( израильское бюро по трудоустройству), оформиться в битуах леуми на получения пособия по прожиточному минимуму (пока ищу работу, оно мне положено), а для этого взять справки из банка, из министерствва абсорбции... В общем, хождений по инстанциям мне хватило.
И тут мне предложили подработку. Насчет одной я давно договаривалась, ждала оформления. Вторая была неожиданной, но всего на 3 дня в неделю и временно, и я решила, что почему бы и нет.
Так что я устроилась одновременно в 2-х фирмах по уходу за престарелыми гражданами. Третью неделю уже подрабатываю понемногу.
У меня 2 бабушки, одной я помогаю 3 раза в неделю по 3 часа по утрам, другой - 5 дней в неделю по 2 часа вечером.
Я прежде в Израиле не работала. Я давно решила для себя, что работа по уходу мне подойдет для начала. Но все же была тревога: наслушалась разных рассказов о привередливых и выживающих из ума старушках.
И так, "мои" бабушки.
Начнем с утренней.
Я согласилась подменить ушедшую в отпуск метапелет (работницу по уходу), на месяц. Это как-то проще было для начала: знать, что у работы есть начало и конец.
И сначала, когда я начала работать, бабушка мне очень не глянулась. Она неприветлива. Она таки да, всегда скажет "спасибо", и не раз. Но в общем-то можно так сказать "спасибо", что лучше и не говорить...
Ей все не нравилось. Я сварила ей суп грибной, сварила на свой вкус, потому что ее вкуса я же не знаю, как там она любит? Ну и объяснила бы. Нет, она решила отчитать меня, что и картошка не так порезана, и остроты мало, и соли... Все это было высказано достаточно недовольным тоном.
Но с другой стороны. Если отбросить тон, которым все было сказано - бабушка права. Я точно не учла ее старость и "беззубость" и порезала все крупно, как себе бы сделала. Она ест очень однообразную пищу, почти протертую, и действительно если ее как следует не сдабривать приправами - она быстро надоест...
В общем, я приняла к сведению и не обиделась.
У меня вообще много сочувствия к этой бабушке. Она живет в семье дочери. Но там до нее никому нет дела. Бабушка живет на своем отдельном этаже, с ней мало общаются, для нее специально никто ничего не приготовит (понятно, семья, у них у всех работы, заботы...), а ведь ей же хочется...
Я примеряю на себя: если мне будет 93 года, как этой бабушке. Если я не смогу стоять у плиты, потеряю зубы, не смогу толком жевать, а семья жарит курицу... А мне хочется мягкой яблочной шарлотки... Ох...
В общем, я для бабушки готовлю с удовольствием и сочувствием. Перед тем, как уйти на выходные, наготовила ей разного: суп, котлетки паровые, шарлотку испекла, винегрет собрала... Она все отсылала меня домой, ей самой уже было неловко, что я столько ей сделала... но оставалось еще чуть не полчаса моего рабочего времени и я таки притерла ей полы в комнате: "как же Вы тут у меня на 3 дня в пыли будете..."
И бабушка изменилась. Мы с ней дружелюбно распиваем чаи теперь по окончании моего рабочего дня. Она мне притаскивает какие-то старые письма, про себя рассказывает. Она очень стала благодарной, и ее "спасибо" звучит уже совсем по-другому... А всего лишь: к нему улыбка добавилась.
Ее ворчливый характер никуда не делся... Но за ним проглянула еще и человеческая симпатия и дружелюбие, и на характер вполне можно внимания не обращать. Я, например, не знаю, какой у меня будет характер в 93 года... Возможно, еще более невыносимый...
А бабушка - живой человек, ей нужны и внимание, и забота... И люди на искреннее тепло обычно все же отвечают теплом.
В общем, не тяжело работать у этой бабушки, мне даже стало нравиться. Я поймала себя вчера на том, что мне хочется прийти к ней и что-то для нее сделать. Что я иду к ней с удовольствием. Что уборка, сделанная накануне меня ничуть не напрягла, потому что теперь моя старушка будет в чистой комнате, и даже диванчик я ей пропылесосила. Самой приятно.
Вторая бабушка еще старше. Ей 97 (!!!) лет.
Старушка перенесла инсульт и трехдневную кому, после которой забыла все, кроме своего детства.
С одной стороны, она понимает, что она взрослая, а с другой стороны - путается, не помнит, что у нее есть дети (свою дочь принимает за свою старшую сестру, и говорит, что она всегда, с малолетства о ней заботилась...). Иногда проблесками вспоминает что-то. Вспомнила вчера, что старшую сестру убили в войну... Что отец ее давно умер... Но тогда не может понять, а кто же ей ее собственная дочь? Потому что дальше памяти нет...
И тогда она снова возвращается в детство, где все живы, она - маленькая Розочка и все любят ее.
Вот так мы с ней сидим и 2 часа по вечерам разговариваем о ее детстве. Ну, я пытаюсь еще поймать какие-то остатки ее памяти, вот вспомнили с ней имя мужа... Песни вспоминаем, поем. Жаль, песни ее детства - украинские, а я их не знаю... Но "ой, да не вечер" она вспомнила...
С этой бабушкой не надо ничего делать. Надо просто присмотреть за ней, потому что однажды она упала и сильно разбилась. Другой раз наклонилась и от этого у нее случились судороги. Дочь очень боится за нее. Так что с ней надо только сидеть рядом. В общем, халявная работа. Когда я сижу с бабушкой, дочь выходит в магазины, или просто прогуляться. Тяжело ей постоянно быть привязанной к немощной маме... Дочка все спрашивала меня, не утомляет ли меня разговаривать с мамой, поначалу предлагала журналы, телевизор посмотреть, или позаниматься чем-то своим.... Но меня не утомляет бабушка, мне интересно и приятно. Я вижу, что ей хорошо разговаривать со мной - ну и во мне все откликается теплом на ее доверчивость и дружелюбие. и я сижу и слушаю про ее детство, где все светло и все живы.
Эта бабушка мне очень нравится. У нее стерта память, она потеряла многое. Но осталась серединка ее души. И эта серединка такая теплая, светлая... Бабушка очень доверчива, она считает весь мир добрым, людей хорошими... Смотрит на всех добрыми глазами, причем не смотря на потерю памяти, в этих глазах светятся ум и понимание.
До чего приятный и улыбчивый человек - эта бабушка.
Иногда во мне просыпается психолог, и я пытаюсь структурировать немного беседу, или концентрировать ее на чем-нибудь. А потом бросаю это дело и просто поддерживаю ее разговор и настроение.
Вот такие у меня 2 бабушки.
Эта подработка очень выручает меня, т.к. сидеть просто так дома - это же загнуться можно. Не ежедневно же я хожу на интервью, пока вообще только 2 раза сходила за эти 3 недели. А сходить в бюро по трудоустройству - это полчаса... Просмотреть сайты и бросить куда-то резюме - еще полчаса... Остальное время тоже что-то делать надо.
А так я понемногу ищу работу, а в свободное время подрабатываю. Все устроилось очень хорошо :)