четверг, 31 января 2013 г.

Впечатления от экзамена, или о "глокой куздре"

Вчера сдавала выпускной экзамен в ульпане.
Впечатления очень странные.
Письменный экзамен состоит из 2 частей, между ними перерыв минут 15. Та часть (тексты), о которой я думала, что не смогу сделать - сделана более - менее. Т.е. я прочитала и ответила на вопросы в текстах бет и гимел (повезло, текст гимел был легкий. Иногда они встречаются очень сложные). А вот текст уровня далет я сделать даже не рассчитывала, ну, разве что на какой-нибудь первый вопрос успеть ответить, что-нибудь из самого начала. Тексты уровня далет без словаря я не понимаю совершенно.
Но текст, что был на экзамене, по счастью мы разбирали в классе, читали, переводили, обсуждали.
Это было, правда, еще до Нового Года, и я слов отдельных уже не помню, и только в общих чертах припоминаю суть текста. Да и вопросы к этому тексту были другие (вопросы, оказывается, заменяют, даже если дают текст из каких-нибудь предыдущих работ)
Но худо - бедно на половину вопросов я ответила.
Это было не запланировано. С текстами я предполагала справиться много хуже.
Зато грамматическая часть оказалась сложнее, чем я ожидала. Сделала, но видимо там будут ошибки.
Сделала пару глупейших ошибок в "письме - жалобе на не приход техника" Поняла, когда вышла из ульпана на улицу. И не вернуться уже. (хотя до окончания экзамена оставалось еще 10 минут, но работа -то сдана...)
Хуже всего получилось с тем, что я обычно делала лучше всего. О чем не беспокоилась совершенно. А лучше всего я писала сочинения. Всегда на 20 баллов из 20. Реже на 18. Писать я умею, и раскрыть тему, пусть даже своим небогатым словарным запасом, вполне могу. Дается  обычно на экзамене 4 темы. (2 - просто темы, и 2 фразы, которые надо вписать в сочинение на свободную тему, но так, чтобы они подошли по смыслу). И всегда (столько пробных уже написала тестов этих!) 1-2 темы понятно, о чем. Их и выбирала. А тут - ни одной из 4 тем не поняла. В каждой фразе мне встретились по 1-2 незнакомых слова, которые не давали точно понять тему. Как же писать, если не знаешь, о чем? Остановилась на теме, в которой поняла только первую фразу. Фраза звучала так: "люди проводят множество часов напротив компьютера". Была там вторая фраза, но я ее не поняла. Хотя она-то и содержала суть того, что надо было раскрыть в сочинении. Я решила писать наугад. В этой теме могли предложить порассуждать, зачем это люди столько времени проводят за компьютером. Но я решила написать о плюсах и минусах долгой работы за компьютером. Ну и написала, что дает людям компьютер и чем вредно долгое сидение у экрана. Может быть, конечно, там о чем-то другом просили написать. Что ж. Не поняла.
В общем, первую часть, где 3 текста (уровней бет, гимел и далет) я сделала лучше, чем ожидала.
Вторую часть (где грамматические задания тоже 3 уровней, + письмо и сочинение)  сделала хуже, чем рассчитывала.
В среднем, значит, написала так, как и думала.
Но! Самое главное! Как выполняются эти тесты, как даются ответы на вопросы малопонятного текста!
Вы помните знаменитую фразу о глокой куздре? Ну, если не в курсе (а не лингвисты вполне могут быть и не в курсе), но вам интересно, что это и для чего, то загляните в википедию, например. Я сейчас не очень хочу на этом останавливаться. Фраза мне нужна просто для примера.
Сама фраза звучит так: Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.
Вам понятен смысл фразы? Едва ли. Но вы вполне можете ответить на вопросы, например: "что сделала глокая куздра?". "Как она будланула бокра?" "Как называются детеныши бокров?" Или даже на такой: "Какая разновидность куздр опасна для бокров и может их как следует будлануть?" 
А поставить эту фразу в будущее время вы можете? Я думаю, запросто. А написать пассив: каким стал бокр? И от кого он пострадал? А написать множественное число от слова куздра?
В общем, примерно так я писала этот тест. Нас 5 месяцев натаскивали на знание грамматики. И вот, вооруженные этими знаниями, но не имеющие достаточного словарного запаса, чтобы (не везде! не везде!) понять смысл текстов или некоторых фраз в грамматическом задании, мы (и я!) старательно 2,5 часа отвечали на вопросы о "глокой куздре". И даже вроде бы правильно. 
А в сочинении мой недостаточный словарный запас и вылез наружу. 
Вот. Примерно так о моем первом экзамене по ивриту.



57 комментариев:

  1. Вот примерно так мой муж отвечал на вопросы к тексту - ничего не понял, но успешно применил "метод глокой куздры".
    А формулировки тем для сочинений у нас тоже были довольно сложные. Я поняла две, муж - одну. Мне кажется, тут они неправы: надо проверять способность человека написать сочинение, а не знание всех слов, входящих в тему...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Возможно, им кажется, что нет ничего легче? :)

      Удалить
    2. Как раз тут все продумано. У вас два варианта: либо понимаете смысл текста и отвечаете на вопросы и т.д., либо - отвечаете, не понимая смысла, но зная формы слов, существительное это или прилагательное и т.п., т.е. зная грамматические (синтаксические) основы ивритской речи.

      Удалить
    3. И в том и в другом варианте я получаю одинаковый балл.

      Удалить
    4. Все правильно. И тот и другой вариант - это понимание и знание языка, но с "разных сторон".

      Удалить
    5. Ну, вот как-то моя "сторона" мало мне помогает при реальном общении... ))))

      Удалить
    6. Никогда, ни один ульпан никакого уровня не даёт уровень устной речи. Понять грамматику, даже чтение - да, помогает, а вот для разговорной речи - нужна только разговорная речь!

      Удалить
    7. Ирина (ака Кошаня)31 января 2013 г. в 13:00

      Алекс, в кои то веки я с тобой согласна. Чтобы говорить - надо говорить.

      Удалить
    8. Это как водить машину - по книжкам навыки не выучить.

      Удалить
    9. Да, но на экзамене это сразу будет видно, если ты учился водить машину по книжкам. А вот на экзамене иврита далеко не всегда видно, понял ли ученик хоть приблизительно, о чем он пишет :))

      Удалить
  2. Ирина (ака Кошаня)31 января 2013 г. в 12:31

    Метод этой самой куздры срабатывает на экзамене в ульпане,но нигде больше.....на обычной учебе как раз все проблемы в нюансах и заключаются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это все понятно, Ириша.
      Я просто хотела показать, чего будет стоить лаже хорошая моя отметка за окончание ульпана (а я думаю, что написала в общем и целом неплохо).
      Не знание и понимание иврита, а знание и понимание грамматических основ в той мере, чтобы уметь ответить про Куздру.
      Это тоже важно, безусловно. Но мне как олиму важнее понимать, а я не понимаю...
      Получается некоторый перекос в учебе. Возможно он оправдан, т.к. была бы грамматика, а словарный запас со временем наберется. Но... Ничего пока она не значит, эта будущая отметка в баллах и уровне.

      Удалить
  3. Таня,у нас были одинаковые задания похоже по всей стране))
    Только у меня был алеф.бет и гимель .
    Задания к сипуру были - первое "человек,который повлиял на вас"
    Ты это задание не могла понять?
    Нас как раз заставляли на эту тему сипуры писать.
    Текст бет был про шоколад у вас?
    Гимель про кнесет?
    А далет про лошадей вроде?
    мне муж говорил.
    Михтав тлуна про техника из телефонной компании.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На заданиях к сипуру было написано "лист 3".
      Первое задание было про те самые компьютеры, я его и писала. Оно было из 2 строчек, 2 фраз (вторую-то я и не поняла) второе тоже из 2, но о чем второе, я не разобралась. Я еще пометила, что пишу задание первое часть алеф. (нам велели помечать, чтобы сразу понятно, какую тему пишем)
      Про человека, повлиявшего не было вообще(((
      Тексты были одинаковые, я проверила. Грамматика видимо была одинаковая. А вот сипуры вроде бы разные. Я вчера сверила с Мишей и Катей.

      Удалить
    2. Да, про глокую куздру верно подмечено, я никак не мог вспомнить что мне это все напоминает. Только глокую куздру чувствуешь интуицией, а тут сложнее. Чтобы понять что, куда и откуда, не зная слов, надо время, а его-то нам и не хватило. Тексты были простые, вот только вопросы к ним не очень понятны, ну и торопились очень, не проверить, ничего...

      Удалить
    3. Ну, теперь все дружно ждем результатов)))
      Поздравляю нас всех с завершением этапа :-))

      Удалить
  4. Скорейшего Вам выздоровления!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алекс. Мне вчера наконец выписали антибиотики. А то я уже начинала жалеть, что не стала их с собой привозить. Давно бы сама пропила, когда затемпературила по второму заходу и стало понятно, что это осложнения. Но пока не пришли результаты анализов, мое объяснение, что я больна 3 недели и у меня снова температура, на врача не действовали. Она выписала таблетки и ингалятор от кашля и решила почему-то, что дальше я сама выздоровею.

      Удалить
    2. Да, про антибиотки я хотел написать. При первом удобном случае пытайтесь достать, кому-то заказать их из России. А то видите, как врачи их тут не хотят выписывать, перестраховщики, блин!

      Удалить
    3. Когда я собирала аптечку в Израиль, мне наоборот сказали, что врачи тут увлекаются антибиотиками: надо и не надо, выписывают.
      Вот я и не стала покупать. Потому как при обычном вирусе они действительно не нужны, а уж если осложнения и доберусь до врача - я думала, тут же и выпишут.
      Ну, ничего. Надеюсь, это моя последняя болезнь в ближайшие месяцы: скоро лето.

      Удалить
  5. Ну не знаю, членам моей семьи врачи выписывают антибиотики без проблем - и детский, и взрослый.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот мне так и сказали. Но видимо врач врачу рознь.
      Вообще я не люблю антибиотики и пользуюсь ими редко, в крайних случаях. Но мне отчего-то кажется, что если человек болен больше 3 недель - это и есть один из крайних случаев. Но врач с мной не согласилась) Пришлось ждать еще неделю.

      Удалить
    2. Тань, лучше, как здесь, антибиотики только по рецепту и только в крайнем случае, чем как в России, когда их выписывают по любому поводу и можно свободно купить. Это не шутки, они могут очень серьезный вред нанести, если использовать без головы.
      Врач права, она проверила, что именно не так, потом назначила. Если даже человек болеет 3 недели - не факт, что ему нужны именно антибиотики.

      Удалить
    3. Варь, но я уже так устала болеть... Я к ней с таким кашлем пришла - говорить не могла, ночи без кодеина спать не могла... (кодеина она мне выписала таки, аж 2 коробки. И дозировка такая, содержание 30 мг вместо 8 мг в российских таблетках).
      Я же заболела 1 января еще. Ужасно устала.
      Вот если бы я к ней сразу пришла, а не через 2 недели... И тогда и лекарства она мне выписала бы пораньше)))
      Так что мы обе хороши: я, что тянула 3 недели и дождалась ухудшения. Она - что не поверила, что я так долго больна и что это вторая волна болезни (обычно ан вторую волну сразу антибиотики прописывают)

      Удалить
    4. Она не обязана верить на слово, она обязана проверить. И точно знать, что именно тебе нужно. Даже если болезнь пошла по второму кругу, не факт, что тебе нужны именно антибиотики.

      Удалить
    5. Есть ситуации, когда ждать пол недели, пока сделают снимок и анализы, просто опасно. Я бы не рискнула.

      Удалить
    6. Варь, я конечно не врач, но я знаю, что первая волна часто вирусная, ее лечить антибиотиками бестолку. А вот если температура держится дольше недели, или если ушла и вернулась - то это уже бактериальное осложнение, а бактериальная инфекция как раз именно антибиотиками и лечится. И когда организм ослаблен предыдущим вирусом, ему надо помочь.
      Я сама не сторонник антибиотиков. Я даже видишь, их не привезла, хотя могла.
      Но если осложнение - то они правда нужны. Во всяком случае я пью их 4-й день, и сегодня в первый раз у меня температура с утра была нормальная. Хотя еще вчера была аж 37,6 И мне настолько легче. Я думаю, что все это можно было проделать и неделю назад. Была бы я давно здоровой.
      Все же врача я сменю. Тем более, что рентген я до сих пор не сделала: назначили его только во второе посещение, вместе с антибиотиками, а очередь была свободная только на понедельник(((

      Удалить
    7. Ничего себе, как у вас с рентгеном! У нас в Кармиэле вообще не надо записываться на рентген: приходишь и сразу делаешь.

      Удалить
  6. "Но вы вполне можете ответить на вопросы, например: "что сделала глокая куздра?". "Как она будланула бокра?" "Как называются детеныши бокров?" Или даже на такой: "Какая разновидность куздр опасна для бокров и может их как следует будлануть?" ".... - Это шикарно!!! )))
    Таня, права на 100%!
    Но то что ты знаешь основы грамматики, понимаешь принцип "глокой куздры" в дальнейшем очень поможет я считаю!

    ОтветитьУдалить
  7. Тан сипуры у всех были одинаковые.
    Я не помню как было по порядку.
    2 темы -одна действительно про компьютеры,другая про человека,который повлиял на вас.
    может криво перевожу конечно.первое слово там было אָדָם
    можно было написать или про какую-то известную личность.которая оказала влияние на тебя,например писатель и пр.а можно было написать про родственника.
    я писала про свою бабушку.какое влияние на меня оказало её воспитание))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спросила сейчас наших девочек через ФБ. Вторая тема была про то, как ты переживаешь разлуку с друзьями.
      Ни про какого человека, повлиявшего на тебя - не было.

      Удалить
    2. Таня,про переживание разлуки с друзьями была не тема ,а одна из двух фраз.
      Вторую фразу я не помню.
      Про человека.повлявшего была именно тема,а не фраза.Наши все писали эту тему,потому что мы её разбирали и писали по ней сипур до экзаменов.
      Короче спорить больше не буду,смысла нет.
      Слово леhашпиа ,hишпиа тебе наверное знакомо?

      Удалить
    3. Да, но мне оно как-то не встретилось.)))
      Ладно, по большому счету это неважно. Ну, не поняла и не поняла.
      Зато узнала, что надо было писать про компьютеры. Надо было писать, как связано сидение за компьютером и здоровье человека.
      Ну, раз я писала про плюсы и минусы, то пара фраз про здоровье у меня там есть: про глаза, головную боль... Так что может и засчитают хоть на сколько-то баллов)))

      Удалить
    4. Муж тоже про компьютеры писал ))
      Кстати про медицинский ульпан в Хайфе.
      Узнала такую статистику - год назад вступительный экзамен сдавали 17 человек .успешно сдали только четыре.Группу не набрали и ульпан перенесли,не знаю состоялся он в результате или нет.
      В сентябре опять сдали мало.тех.кто не сдал отправили на полтора месяца учиться в алеф + и после этого они все поступили.
      Так что в Т-А всё гораздо гуманее,чем у нас.

      Удалить
    5. Может, поехали вместе в воскресенье в ТА? Там будет экзамен в 8:30

      Удалить
    6. Я думала об этом,если честно.
      Но не готова я на такие подвиги каждый день в Т-А ездить((
      это 2 часа на автобусе или 1,5 часа на поезде.
      Так что будем работать с тем,что есть))
      Не поступлю - так не поступлю.
      Корона не успадёт,я и так знаю,что иврит у меня далеко не фонтан.Алеф он и есть алеф.

      Удалить
    7. Тоня, я получила ответы от всех 7 человек наших русскоязычных, из моей группы ульпана, писавших со мной тест.
      Темы ими названы всего 2: тяжелая разлука с другом и компьютеры.
      про компьютеры писали трое (включая меня), про разлуку с другом остальные 5 человек.
      Никто, никто в группе не понял, о чем еще 2 темы. Ладно я - бестолочь и элементарного не понимаю. Но из наших есть 2 девочки, которые иврит знают классно, тексты далет читают почти без проблем, у них можно спросить любое слово.
      Но и они мне написали, что 2 другие темы они даже и не поняли, о чем.
      Так что никакого человека, повлиявшего на меня - не было. Уж не я, так девочки, хорошо знающие иврит поняли бы эту фразу. Да и я бы поняла, мы такое в группе тоже делали.
      Так что темы все же были другие. Возможно похожие.
      Так что я успокоилась, что не совсем я такая дура. Я поняла одну тему и то не до конца. Но самые сильные и лучшие наши ученики поняли всего по 2.

      Удалить
  8. В точку!
    Можно не понять смысла, но написать экзамен.
    Все это туфта. Единственное, за что спасибо ульпану - грамматика встала на свои места, ну и словарь побольше стал. Но до автоматизма надо только устной речью доводить!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, а ты когда заканчиваешь учиться? Пойдешь еще куда-нибудь учиться? Курсы, университет?
      Мне так хочется еще 3 месяца протянуть к моим семи... В медицинском ульпане. Хоть бы не отменили.

      Удалить
    2. Пока думаю только о проф. курсах. Хватит с меня ульпанов. Вот с бюджетом утрясут, откроют "ваучеры" и идем! Степень делать не планирую пока.

      Удалить
    3. Ульпан закончится к песаху, фактически в марте уже будет подготовка к экзамену. я уже в феврале планирую на полный день работу найти, ну или всяко занять утреннее время. Скорее всего с марта уже брошу ульпан, экз мне нафиг не нужен, теуды и одной хватит.

      Удалить
    4. Да, второй экзамен действительно не нужен никому.
      А ты уже выбрала курсы, на которые пойдешь? Ты будешь менять специальность?

      Удалить
    5. Зачем мне менять специальность, по которой у меня 2 степень? Я че, с луны упала. Просто путь к работе в данной сфере - длинный. Ничего, 3-5 лет и все будет отлично-преотлично!!
      Буду QA учить. Только точно не в Статусе)))))))))))

      Удалить
    6. Да, статус - это еще та компания)))
      Но конечно все получится, если делать.
      я вот себе тоже отвела года 3-4...

      Удалить
    7. Вот про Статус.
      Отучились уже практически половину курса. И что?
      Левая туфта. Про QA речи вообще нет. Кроме того, что на каждом занятии преподаватель презентует сам себя, говорит, какой он крутой спец и подчеркивает, что знает множество таких же Крутых Спецов, может посодействовать нам в трудоустройстве в их фирме.
      А где изучение QA? Пол-курса - а нет его!

      Я скажу так - что ДО курса, что сейчас - знаний наших не прибавилось ни на грамм, ничего нового не получили, такое впечатление, что и не ходили никуда.

      Удалить
    8. У нас девочка из ульпана записалась тоже на подобную фигню. Проводят на тахане мерказит в ТА. Чушь полная. Но абсорбция эту хрень оплачивает...

      Удалить
    9. Да, я даже писал на блоге (весной) про этих мошенников, что держат курсы на Тахане Мерказит (хорошо хоть, что не прямо в автобусе). Ужос!

      Удалить
  9. Поздравляю всех сдавших! Плохо или хорошо, но достаточно большой этап в жизни пройден. Нам вот тоже раздали типа зачета по первой части учебника алеф, мне даже страшно в руки взять, не то, что читать :(. Учиться, работая по 12 часов в сутки, да еще раз в неделю, просто нереально.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего. Хорошо, что учите уже дома: это очень помогает здесь.
      1-я часть алефа - это уже довольно много.
      Удачи)) Когда Вы приезжаете?

      Удалить
    2. Спасибо, Татьян. Да я бы хоть сейчас, но держат кредиты невыплаченные и соответственно ноль стартовых накоплений. Оооочень надеемся управиться к августу 2014, как раз ребенок третий класс закончит, хоть какой-то базис у нее будет. И языковой в том числе, у них в школе иврит 6 раз в неделю.

      Удалить
  10. Не знаю, сколько я учила дома, сюда приехала - ваще как с нуля. Раз в неделю в отрыве от среды - ничего. Хотя и лучше, чем ничего. А ребенку хорошо, конечно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я дома учила много, но тут тоже чувствовала себя нулем. Фразу "מתי אני צריכה לרדת" записывала русскими буквами в блокноте, иначе не знала, как спросить водителя о нужной остановке, слово "ларедет" постоянно из головы выскакивало без блокнота, хотя учила его сто раз...

      Удалить
  11. А у меня вместо "матай" всё время вылезало "эйх "
    Причём я знала ,как надо спросить,но автоматом вылезало "эйх "
    Тагид ли бевакаша эйх они цриха ларедет ))))))
    (скажи пожалуйста КАК я должна выйти ) )))
    И ничего.водители понимали о чём я говорю )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я единственный раз спросила "эйфо" (где), "тагид ли бевакаша, эйфо тахана.... " (скажи мен пожауйста, где остановка такая-то...) (слово ларедет я тогда еще не внесла в блокнотик и благополучно забыла). На что водитель пустился в очень пространное объяснение "эйфо", на иврите, я не поняла ни слова, но запомнила, что спрашивать надо по-другому))) После этого и появился у меня блокнотик...

      Удалить
    2. Сейчас кажется забавным... А тогда... Вот как, скажите, добраться до нужной остановки, если водитель тебе уже подробно все объяснил и считает свою миссию выполненной...
      Ох, помню старалась вообще поменьше ездить. Да и сейчас стараюсь. Спросить-то уже могу, а если забудет напомнить? Я так однажды Раанану проехала. До сих пор не знаю, в какой город меня тогда занесло, часа полтора ехала вместо 50 минут, доехала до конца: водитель забыл про меня. Вытаскивала меня оттуда подруга с помощью телефона и людей на остановке...)

      Удалить
    3. Ирина (ака Кошаня)2 февраля 2013 г. в 19:10

      Ну я в таких случаях спрашивала у окружающего народа. Кстати, 1% , что среди них НЕ будет русскоговорящих. Хотя, если честно, у меня таких проблем не было и в самом начале алии, как-то с этим управляась

      Удалить