понедельник, 25 февраля 2013 г.

Хочу рассказать вам о Юле.

К нам в ульпан приходила девушка. Юля.
Скорее даже молодая женщина: у нее есть муж, ребенок.
Она приехала из России, года 4 назад.
Училась в ульпане.
Сейчас работает по специальности. Она психолог, специализируется на работе с химическими зависимостями. Работала с зависимыми в России, здесь нашла такую же работу.
И весь мой рассказ выглядит достаточно обычно, если не добавить, что девушка слепа от рождения.
Она приехала со специальностью, закончила университет. В России это возможно. Правда не везде, но в Москве, я знаю, выучиваются не просто слепые, но даже и слепо-глухонемые.
Конечно, тут огромная заслуга и родителей. которые всегда верили, что она сможет. И поддерживали.
Она много рассказывала о себе, о детстве, об интернате для слепых детей, о том, как сложно было, приезжая на каникулы, общаться с обычными зрячими детьми.. О том, как хорошо, что в Израиле эти дети не так отрезаны от общества системой интернатов...
Но речь сейчас не об этом. Я хочу рассказать о ее жизни в Израиле.
Так вот. Юля показывала нам, как она училась ивриту. В том же самом ульпане Раананы, в обычной группе, со зрячими людьми (где же взять группу слепых олимов?)
Задания она выполняла, установив на компьютере голосовую программу, которая помогала прочитывать задания, впечатывать ответы. Ответы отсылались преподавателю.
Пишет она на иврите с потрясающей скоростью. Ну, пишет - это просто слово. На самом деле печатает точками, используя специальные пластиковые рамки, которые направляют письмо. Там есть специальные вкладки, письмо получается выпуклым и потом можно прочитать собственную запись. Так она вела записи на уроках в ульпане.
Книги на иврите она заказывает по почте или в обычной библиотеке - и ей доставляют книги по Брайлю, так что она на иврите и читает.
Ну, и говорила с нами она, естественно, на иврите.
Да, у нее есть пособие от битуах леуми и даже специальный работник. Работник может помочь Юле выбрать в магазине товар и положить в корзину - сама она этого не может, естественно.
Работник сопровождает ее, когда ей нужно в какое-то новое место, и помогает выучить дорогу, например, до работы, до ирии и пр...
Все остальное она делает сама.
Еще меня поразило (и стало страшно обидно за слепых инвалидов России, ну и Израиля отчасти), что она продемонстрировала нам разные приспособления, облегчающие ее домашнюю жизнь. Я даже не слышала о таком, а ведь простая вещь, изготовить наверняка несложно! У нее есть такая штука, похожая на микрофон. и к ней коробка толстеньких выпуклых стикеров. Юля наклеивает стикер, например, на банку с мукой. И говорит в микрофон, что это мука... Теперь, стоит поднести микрофон к банке, он сам скажет, что это мука.
Так у нее подписаны все коробочки с лекарствами, любимые диски с музыкой...
И ведь это так просто!
К сожалению, этот прибор купила очень недешево и прислала ей сестра, живущая в США.
Так что не везде есть эта помощь слепым инвалидам, а ведь как это нужно!
В общем, вот такая есть в Раанане Юля.
После того, как я с ней разговаривала, я не могу слышать о тяжкой судьбе олимов в Израиле. Все в руках человека. Да, ей повезло изначально - с семьей и родителями, не державшими слепого ребенка за инвалида. Но сколько она сделала сама! Закончила университет. Адаптировалась в Израиле. Тут зрячему выучить иврит тяжко. А ей?
Если обо мне, то я таки да, легко отчаиваюсь. По поводу работы, по поводу иврита... Мне тяжко переносить неудачи, я привыкла к успешности.  Но я всегда прихожу в себя и все равно иду дальше.
Чего Вам всем желаю! Не отчаиваться и идти вперед.
И знать, что даже слепая девушка Юля это смогла. А мы? Здоровые и зрячие?

15 комментариев:

  1. В Иерусалиме и в Хайфе есть ульпаны для незрячих и слабовидящих. И занимаются там не группой, а индивидуально с преподавателем. Юля молодец, конечно, но где она взяла компьютерную программу? Нет ивритских синтезаторов в свободном доступе, даже на пиратских ресурсах. Значит, купила. (И зачем заказывать брайлевские книги, если есть такая программа, которая озвучит компьютерные?) В России приборы, облегчающие жизнь людям с проблемами зрения (говорящие тонометры, весы и градусники, плееры и лупы), выдаются бесплатно, одно время даже смартфоны удалось получить. Здесь это всё не просто дорого, а космически дорого, как раз чтобы со скидкой инвалиду получилось просто очень дорого. ((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, что купила программу. Или родные помогли, что скорее всего.
      Ей видимо помогает и сестра, раз прислала из Штатов этот подписывающий микрофон - он так меня впечатлил... ведь как без этого ориентироваться в многочисленных похожих вещах типа коробочек с лекарствами, дисков для компьютера...
      Да, она тоже говорила о том, что все приборы стоят, именно как ты выразилась, "космически дорого"
      А книги, я думаю, все равно нужны, одной голосовой программой не обойдешься, если надо не терять навык чтения и письма.

      Удалить
  2. Что касается прибора и стикеров - не такая уж простая это вещь, но сейчас и на смартфон можно установить сканирующую и распознающую программу, чтобы сфотографировав этикетку, сразу ее озвучить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здорово. Все же такие нужные вещи, и не у всех есть. А должны быть у каждого...
      А с озвучивающей программой одна незрячая психолог у меня в группе в Перми тоже училась, но только русская озвучивающая, конечно.

      Удалить
    2. Чтоб штрих-код сфотографировать - его сперва нанести надо (раз), а потом поймать камерой (два).

      Это, скорее всего, RFID система или типа тех, что в суперах звенят на выходе.
      И брат-близнец бесконтактных карточек-пропусков.

      Удалить
  3. Потрясающая история! Я под впечатлением.
    Действительно, дорогу осилит идущий....

    ОтветитьУдалить
  4. У нас в инсте был профессор слепой (то ли экономика, то ли история, не помню). Он читал иногда лекции, его водила женщина помоложе (ассистентка, жена или дочь, не знаю).
    Он работал в другом универе, читал еще лекции - подрабатывал (!) по разным другим нашим ВУЗам.
    В те времена никаких смартфонов-стикеров-радиомаяков не было, и компьютеров тоже практически не было.
    А он - смог!

    Вообще, нельзя слепого сравнивать со зрячим!
    У них - другой мир, и - гораздо больше мотивации и возможностей к обучению, как ни странно.
    У них есть просто фантастическая усидчивость (а как иначе?) и нет тех наших отвлекающих от учебы/науки факторов.

    Вместо учебы он не поедет путешествовать (им путешествия по барабану), не сядет смотреть телек запоем (сериал какой-нибудь). Вот и все время - наука-наука-наука.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И еще - как я понимаю - у них есть некий комплекс неполноценности (как у любого инвалида) по отношению к окружающему миру. Все вокруг - зрячик, а он - слепой/глухой/немой/безногий и т.п.
      Вот и мотивация очень сильная - доказать всем и вся, что "я на что-то способен, я что-то могу, даже лучше вас - зрячих (ходячих и т.п).
      Поэтому у них - другая песня.

      Удалить
    2. Алекс, что мешает нам заиметь такую же мотивацию?
      Ведь учеба, например, означает - да, каторжный труд, когда надо днем учиться, ночью работать... И так год, два, три...
      НО потом будет нормальная работа, нормальные заработки.
      Или можно сидеть в заднице без мотивации, зато смотреть сериалы и путешествовать по выходным.
      И это выбор, согласись.
      А комплекс неполноценности и у тебя есть, олимовский какой-то))) Что ж он тебя не мотивирует? Все вокруг израильтяне, - "доказать всем и вся, что я на что-то способен, я что-то могу даже лучше вас, коренных... (понаехавших и т.п.) Песня вроде та же :)

      Удалить
    3. Во-первых, на нормальную учебу нет денег и возможностей. Да и возраст не 20 лет уже. Мозги не те.
      Днем учиться ночью работать - а спать-то когда? На заводах, извините, надо и в дневные смены, и в ночные.

      Здесь выбор только один - между работой или учебой.
      И не факт, далеко не факт, что после учебы найдешь что-то хорошее. Израильтосы местные, с дипломами Технионов и других университетов сидят на шее у родителей. Не нужны никому.

      По поводу "доказать" - таджики-узбеки в Москве, подметающие помойки, много чего москвичам доказали?
      Кому они там (а мы - тут) нужны?

      Впрочем, позже все поймете сами.

      Удалить
  5. Если по теме. Я очень боюсь учиться в Израиле. Я знаю, что мне надо. Потому как с моим дипломом по детской и возрастной психологии, да еще вторым высшим образованием (более коротким по сравнению с первым, по которому мне сразу дали аж 2 степень) сфера деятельности в Израиле для меня слишком ограничена.
    Я пока не очень представляю, как я буду учиться днем и работать... Ночью, очевидно, и в выходные, да еще найти надо такую работу...
    Но я непременно начну. Вот осилю иврит на достаточном уровне.
    Хотя бы только для того, чтобы на месте не топтаться: это я не люблю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, ты молодец. Читаю тебя и Ольгу, ребят из Ришона, и заряжаюсь каждый раз энергией и мотивацией. Вчера отмечали Пурим в Израильской общине, в основном все говорили на иврите. Как же нам еще до него далеко, как пешком до луны. Но желание от этого не пропало, как дети радовались каждому знакомому слову. Осилим, все осилим. Привыкли пахать по 12 часов с полной отдачей, значит и там сможем, было бы желание, правда?

      Удалить
    2. Это да. Ребята уже вроде бы и с работой определились с первой.
      А насчет иврита, это да. Можно радоваться узнанному слову, а можно огорчиться не узнанному. Я, к сожалению, чаще огорчаюсь не узнанному. А дети - они легко радуются, если и одно слово встретилось знакомое. Я думаю еще потому, что они не ставят перед собой гигантских задач по немедленному освоению языка.... :-)) вот бы научиться такому детскому взгляду...

      Удалить
    3. Ну значит поиграем пока в детей, будем радоваться :))

      Удалить
    4. Дорогу осилит идущий - абсолютно верные слова!!!

      Катя.

      Удалить