Хочу написать о многом.
Потому что уже несколько лет знакома немного с реабилитацией в Израиле и все эти несколько лет радуюсь за местных больных и болит сердце за российских.
В России я довольно много работала с детьми и подростками с ранним детским аутизмом. И совсем немного с ребятами с умственной отсталостью.
И знаю, что детьми занимаются довольно много: есть специализированные школы и интернаты, есть реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, есть коммерческие и благотворительные организации... Есть множество психологов, логопедов, дефектологов... Не всегда реабилитация бесплатна, но возможности есть, особенно в больших городах...
И вот.... Исполняется ребеночку 14, или еще хуже 16...
И он становится постепенно никому не нужен. Его перестают брать в детские центры.
Есть при взрослых клиниках группы трудо и арт терапии, но они не могут охватить всех. И как-то постепенно люди остаются брошенными системой...
Мне хочется показать вам фильм. Мальчика Антона я знала маленьким. На базе Онега, принадлежащей благотворительному фонду "Отцы и дети", я работала психологом. Даже своих мальчишек туда брала с собой одним летом: там вместе с больными детьми жили вполне здоровые подростки, и я считаю, что это важно и полезно для всех.
Вот тут фильм с закрытого показа, в том виде, как я увидела его впервые. Гостила как раз у подруги в Крайот, уже в этом году, и как раз его показывали по телевизору. Полная версия фильма длиннее, но и этой части, показанной на просмотре, достаточно, чтобы составить представление.
http://www.youtube.com/watch?v=fWOW7lHluj0
Посмотрели?
Т.е. понимаете, что вырастая и оставаясь без родителей, такие дети обречены. В России - большинство их обречены. И мамы их об этом знают, и тянут их на себе, пока возможно. Потому что любят. Это их дети. Больше кроме мам, никому не нужные.
Что в Израиле?
Такой же мальчик есть у моего знакомого в Ашдоде. Тяжелый мальчик. Ну, и не мальчик давно - под 30 лет парню.
Уже года 3 он ходит в центр реабилитации для взрослых при амуте Аким (раньше просто этого центра не было, или родители не знали - но несколько лет парень тоже сидел дома). Парень очень тяжелый, не говорящий, в школе не учился - невозможно это.
Но во-первых, он с радостью ходит в этот центр. Там в небольшой группе таких же ребят он что-то рисует, он там не один. С ним есть психологи, мадрихи (воспитатели, примерно как я устроилась). Постепенно что-то меняется. Вот только на второй год парень стал оставаться в обуви в центре - до этого он ее все время выбрасывал на улицу и ходил босой. Стал рисовать. Стал как-то, как умеет, общаться (хоть и без слов). Дома тоже замечают, что немного изменился.
Т.е. тут занимаются в Израиле не только с детьми, но и со взрослыми. Они не брошены. И это очень важно. Потому что даже если мы не можем дать этим людям здоровье и не ожидаем никаких изменений - мы можем дать им более счастливую жизнь. Должны. Обязаны. Об обществе судят по отношению к старикам и детям? Я думаю, еще и к инвалидам.
Но идем дальше.
Ведь разные люди, разная степень тяжести заболеваний, разные диагнозы... кто-то аутист тяжелый и не говорящий, кто-то легкий и даже закончил школу, у кого-то шизофрения, у кого-то умственная отсталость, а она тоже бывает и очень легкой степени, и тяжелой...
У каждого свои возможности реабилитации, и в Израиле делается все для социализации этих людей.
Схема такова:
Молодой человек по исполнении 21 года может поступить в хостель для молодых. Там с ним будут заниматься, для него разработают программу реабилитации, его будут учить ездить самостоятельно на автобусе, ходить в магазин и делать покупки, общаться, не обижаться, следить за чистотой тела и места проживания, готовить... Помогут устроиться на посильную работу...
Когда молодой человек или девушка будут готовы к самостоятельной жизни (у некоторых это происходит через пару лет, у кого-то только через 5-6...), компания снимает для них квартиру. Ребята живут по 3-4 человека. Часть их пенсии по инвалидности идет в "общий котел", так же они получают небольшую сумму от компании (хевры) по реабилитации. На эти деньги с общего счета они оплачивают съем квартиры, коммунальные услуги. Покупают разные нужные общие вещи: средства для стирки и уборки квартиры, чай, кофе, сахар, растительное масло...
Еще у каждого есть небольшая зарплата. Она вместе с остатком пенсии поступает на личные счета, и каждый расходует ее на себя. В основном на питание.
Ребята не брошены. К ним 2 раза в неделю приходит социальный работник, и 4 раза в неделю приходит воспитатель. Теперь в одной из таких квартир это - я.
Я познакомилась со всеми. Знаю, кто что любит (музыку, фильмы, животных...) Кого что тревожит. Кто на что легко обижается. У кого какой характер.
Один из парней свой бюджет планирует с мамой: она часто навещает его. Покупает ему одежду, обувь. Парень зарабатывает мало, работает по 2 часа в день. Думаю, мог бы больше, если бы мама не старалась так его опекать до сих пор.
Другой не получает помощи от семьи, работает больше (часов 6), хочет учиться. В свое время не все сдал на багрут (аттестат зрелости). Сейчас компания занята его устройством на подготовительное отделение колледжа, и субсидией на учебу от битуах леуми. Парень прекрасно говорит по-английски (язык на аттестат он сдал, и на 5 единиц!), замучившись с моим ивритом, теперь говорит со мной на английском. Ну, может еще это и способ себя показать: "вот я какой!". Я, правда, отвечаю все же на иврите.
Третий паренек с легкой умственной отсталостью. Мечтает жить самостоятельно. Очень открытый и доверчивый. Совершенно не может распределять бюджет, проедает зарплату за первые пару недель, потом голодает. Знает за собой это, так что все время просит меня делать с ним закупку продуктов. Вчера я не могла - составили с ним список. Проверила сегодня в холодильнике (у каждого выделена своя полка) - все куплено строго по списку)) Сам мне сегодня похвалился, как ребенок, - что, мол, все купил так, как мы с ним записали...
Ну, еще покупала с ними разную бытовую химию, 2 парня все это принесли, а выбирала я вместе с ними. Что экономнее, дешевле.
Ну, пока не очень получается у меня гонять их с уборкой... Дня 3 добивалась, чтобы помыли квартиру к праздникам... Ох...
Не выдержала и вымыла в воскресенье им плиту сама. Говорю им: смотрите, я плиту вашу вымыла. Один мальчик мне и говорит "коль акавод" - "молодец"!... Я в ответ: ага, а ведь это я должна была тебе сказать "коль акавод"!. Устыдились. На следующий день смотрю - без меня пытались мыть, посуда и стол вымыты, полы, ванная, туалеты... Не все хорошо, не все до конца, но попытались...
Но больше всего я с ними разговариваю. Это считается самым важным в моей работе, социальный работник (она мою работу курирует) постоянно интересуется, о чем мы разговаривали, что я думаю о мальчиках, их проблемах...
Вот такая реабилитация. Если после проживания в такой квартире человек начинает больше работать, достаточно зарабатывать, становится более социализированным, он может снимать квартиру самостоятельно. И его тоже будут курировать, правда реже: 2 раза в неделю придет воспитатель, и раз - соцработник. От услуг компании можно и отказаться, если человек чувствует, что уже не нуждается.
Для этих выросших ребят тоже есть центры, куда можно ходить бесплатно или за минимальную цену. Там работают с ними психологи, проводят для них групповые занятия...
Но есть люди, которые не могут жить вот так самостоятельно. Ведь мальчики, с которыми я работаю, все же очень самостоятельны. Они все делают сами (ну, с некоторым "пинком" насчет уборки...). Сами следят за приемом лекарств, во-время ходят к врачу, сдают анализы и пр...
А есть те, кто этого не может. Кому надо напоминать о каждой малости. Контролировать прием лекарств, готовку пищи и пр... Чаще всего это люди с разной степенью умственной отсталости: есть пределы у их возможностей.
Для таких людей есть другие хостели: хостели для взрослых. (у нашей компании 5 хостелей, из них 3 хостеля для молодежи и 2 для взрослых, старше 29 лет)
Вот в такой хостель для взрослых я и устроилась. Там проживают 30 человек. Большая часть из них так же работает. С утра до часу дня. Потом возвращаются.
Они готовят себе только завтрак (что-то легкое, бутерброды, например). Обед и ужин готовит приходящий повар. Здесь кроме личных продуктов (в комнатах есть небольшие холодильники, комнаты на двоих), есть продукты для всех, в закрытых холодильниках (поесть можно в часы приема пищи. Иначе все будет съедено в минуту - у людей с умственной отсталостью, а таких тут много, часто отсутствует чувство насыщения).
О работа воспитателя могу рассказать на примере того, что наблюдала, когда заведующая показывала мне хостель. Она замечала все. Заглянула в комнату: "почему это ты все еще в постели? Ну- ка, вставай! Лекарство выпил???". В другой: "что у вас душно так, откройте-ка окно"... Проходя по коридору встретила проживающего, вышедшего из комнаты в шортах и без футболки: "где твоя рубашка? Это не пляж! вернись, вернись быстро в комнату и одень рубашку!".. Как детям малым. Строго, но не сердито. Вот так примерно она шествовала по дому. Ну, видимо мне тоже придется за всем этим следить...
Ну, и просто разговаривать. Кто чем живет... Кого что беспокоит...
Выходить с кем-то за покупками, или сопроводить к врачу...
Мне она сразу сказала, что они рады были, получив мое резюме, что я говорю по-русски. Потому как у них есть 4 проживающих, родной язык которых - русский, и нет ни одного воспитателя, понимающего русский, все говорят только на иврите... что она надеется, что я пойму этих проживающих лучше.
На минутку я огорчилась, что придется на работе по-русски говорить. Но потом посчитала: за одной воспитательницей закреплены по 8 проживающих в дневную смену, и абсолютно все - в ночные смены и праздничные дни. И всего четверо из 30 - русскоговорящие. Иврита мне хватит. И кроме того, раз я буду единственным русскоговорящим сотрудником, так и с персоналом придется общаться только на иврите...
Так что мне все понравилось.
И очень мне нравится продуманность реабилитации в Израиле.
Где больные люди получают реабилитацию в соответствии с тяжестью заболевания, по разным программам. Где никто не брошен на произвол судьбы. А если уж суждено человеку жить в доме для инвалидов (как этот хостель для взрослых), то это будет жизнь в человеческих условиях.
Потому что этот хостель совсем не похож на то, что можно увидеть в фильме. Чистые салоны (в одном даже фортепиано стоит), тренажеры, два уютных дворика с навесами, скамеечками и даже длинной такой качелью, столиками. Один дворик для курящих, другой для некурящих. Компьютерная комната с интернетом (все открыто, кстати, кроме процедурного кабинета, где шкаф с медикаментами). Прачечная со стиральными и сушильной машинами, душевые, туалеты... Все чисто, есть уборщицы. Кроме того двор, свои комнаты и туалеты с душевыми убирают сами проживающие, по графику.
В общем, я согласилась работать в этом хостеле. После праздников начинаю. Теперь у меня есть одна постоянная работа на полную ставку. Ура. :)