среда, 31 августа 2011 г.

Не очень про Израиль, но про меня. ))

Название блога (я еду в Израиль) как будто тему задает...
Но это ж не так?
Ехать-то я еду, но пока полгода я в России, не молчать же в ожидании, да?
Вот сегодня я отвечала на вопрос в "беседке" и захотелось перенести еще и сюда. Возможно, захочется поговорить обо всем этом.

В общем, спросили меня сегодня, как это я сподобилась на пятерых.
На этот счет нет у меня внятного ответа. Есть 2 легенды.
Есть легенда №1:
Когда я была маленькая, лет с 4 и до 6-7, я часто болела и много времени не ходила в садик. А "паслась" у мамы на работе. Это культпросветучилище, и там было сказочно! Если надоест сидеть у мамы на уроках - можно пойти и посмотреть урок в танцклассе, или репетицию на театральном отделении, или в библиотеке посидеть, что-то на мамину карточку взять... А там, так как имелось и библиотечное отделение, библиотека была роскошная...
И попалась мне там, лет в 6, книжка А. К. Вестли "мама, папа, 8 детей и грузовик" и продолжение ее "мама, папа, бабушка и 8 детей в лесу".
Ох, эта книжка произвела на меня неизгладимое впечатление! Я тогда еще была одна в семье (сестренка родилась много позже), болезненным и редко ходящим в садик. Мне, видно, общества детей не хватало... А тут!!! 8!!! И так всем весело!!!
В общем, все мами-папино училище (они работали вместе) потешалось: я всем объясняла, как замечательно, когда много детей, и что когда я вырасту, у меня тоже будет их 8!
Не знаю, что осталось от детского восторга, но когда мы с моим бывшим поженились, я предложила ему детей иметь побольше. Сошлись на троих, правда, и то муж уступил в полной уверенности, что после первого же вся дурь из его юной 18-тилетней супруги вылетит...
Есть легенда №2:
Я очень хотела мальчика. Это я теперь понимаю. Мне все казалось, что это мужу нужен сын. Он вроде не возражал: нужен. Но только когда у меня родился сын, я поняла (по-моему, уже в роддоме поняла), как сильно я его хотела, мальчика своего... Это просто что-то невообразимо радостное: родить сына...
Но мальчик появился лишь 4-м. Пришлось постараться)))
А потом он стал подрастать среди девчонок и говорить о себе "я спряталась", "я наелась"... Барух-ашем, пятый оказался братцем)))



И ещё, уже без легенд: ну просто мне очень нравилось быть мамой. Каждого новенького, нежного и светлого малыша. И потом наблюдать, как он растет, радоваться и беспокоиться... И любить, любить... )))))

Кстати о книжке про папу, маму и прочих...
Когда росли мои дети, мне такой книжки не встретилась. А вот года 2 назад ее переиздали, с чудесными иллюстрациями. Я тут же купила ее своей внучке. Но книга на нее уже не произвела ТАКОГО впечатления... Не так уж и понравилась...

Вот... Давайте, поговорим? Возможно, о детях. Возможно, о книжках детства. В общем, о себе (мне о вас очень интересно!). 

25 комментариев:

  1. Здорово! Я вот так мечтаю хотя бы одного...обязательно Давида или Марка.Здорово! Я вот так мечтаю хотя бы одного...обязательно Давида или Марка.

    ОтветитьУдалить
  2. Видишь, иногда до Давида или Марка приходится обзавестись Ханой, Сарой и Рут.... )))))
    Но это не худший способ, не подумай! (просто немного хлопотный)
    У тебя же при этом появляются и Хана, и Сара, и Рут...

    ОтветитьУдалить
  3. Татьяна молодец! Я тоже мечтала о трёх- так как понимала что двое, это не коллектив. Первым по заказу был мальчик- Никита, ему уже 24. очень хотела дочку. А были 91-92 годы- рожать решались единицы. Помню как муж был против, родители поддержали.Родила дочку в подарок папе, почти в день его 30-летия.И как бы мы жили без дочки,наверное и разбежались бы давно. И копия папы, и забыл что был против. А вот на третьего и не решилась, наверное и надо было. Дети продлевают молодость. Но много детей можно иметь только с очень понимающим мужем. Ведь родить одно- а вырастить хорошими людьми, дать образование- это ох как не просто. Материнский подвиг, да и отцовский тоже. Прочитала, что в Израиле молодые репатрианты через несколько лет рожают и третьего и четвёртого,возможно и мечтали об этом в России- но.......наше но. С садиками проблемы, даже в школу записаться первочкам проблема....в России это действительно ПОДВИГ. Молодец Татьяна- дети это всё..наше счастье, любовь и будущее. Им жить после нас, значит они должны быть лучше, умнее, терпимее нас. Обожаю маленьких...тоже,жду теперь внуков.

    ОтветитьУдалить
  4. Ох, я все говорю: надо было родить пятерых, чтобы иметь одну единственную внучку)))
    Знаешь, Либэ, я своего пятого родила как раз в 93-м. Ему немножко повезло: в эти годы конкурсы сначала в гимназию, потом в физ-мат лицей, потом в ВУЗ все же меньше и поступать везде ему легче. Я ему сказала как-то, что в этом жутком 93-м рожали детей только такие сумасшедшие, как твоя мама.
    Но топик не про это. Кстати, много детей можно иметь не только с понимающим, но еще и с зарабатывающим мужем))) Но и не про это топик.
    Мне просто вспомнилось мое детство, и это книжка такая классная: кто-нибудь ее читал?
    И так жалко, что внучку она не впечатлила: написана так по-доброму и с таким юмором. Я когда купила, я ведь и сама еще разок перечитала...
    А тебе повезло как: и мальчик первый, и девочка потом))))
    Кстати, моя первая дочка родилась в один день с папой. А первый сын всего на 3 дня не совпал со мной.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я читала, в подростковом возрасте и как раз в 90е, в библиотеке попалась нам эта книга. Я в восторге! И сестре младшей тоже нравилось. Аль тут нельзя под аккаунтом фэйсбука или вконтакте писать. Меня зовут Елена, я из Екатеринбурга.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Елена) Очень приятно познакомиться )

      Удалить
  5. И мне очень хочется убедиться самой, что в Израиле хорошо живется мамам и детям, что там лучше детей растить. Все говорят, и мне очень интересно, в чем тут дело? Не только же в условиях в роддомах? И пособие платять женщине небольшое, и отпуск всего 3-6 месяцев, а ведь рожают детей!
    А в России и капитал материнский, и отпуск до 3 лет, и пособие... Ан нет...

    ОтветитьУдалить
  6. Таня, в светских семьях в Израиле не так уж много и рожают, в основном, 2-3 ребенка, в религиозных - да, детей в семье обычно больше.

    ОтветитьУдалить
  7. Татьяна, а может быть все из-за того, что в Израиле чтобы сделать аборт нужно пройти через специальную комиссию? В России же реклама того, что нежеланная беременность - совсем не большая проблема и решается очень просто, висит на каждом шагу. Поэтому, возможно, замужние женщины гораздо чаще оставляют в Израиле незапланированные беременности?

    ОтветитьУдалить
  8. В Израиле так сложно сделать аборт? Я не знала...
    А 2-3 ребенка - для России и это много. Вот у меня дочка родила, внучке моей этим летом 10 исполнилось, одна одинешенька в семье.
    Интересно, как живется израильской маме, и работается?
    Российской сложно, заработков на няню не хватит, в садах детки болеют... Дочери пришлось не работать с 3 лет внучкиных до 9... Сначала болела малышка: 5 отитов с проколами, пиелонефрит, бронхиты с астматическим компонентом...
    Потом ее надо было со школы встречать, водить на музыку, на танцы...
    Интересно, как эти проблемы решают израильские мамы...

    ОтветитьУдалить
  9. В Израиле с деторождением проблемы - финансы не позволяет рожать и растить/ как и в России

    ОтветитьУдалить
  10. Двое-трое для СПб сейчас нормально (см. тот же литтлван). А как здесь местные выкручиваются - бабушки, готовые помогать (если есть), если нет - очень рано отдают няням или в ясли....если принимать во внимание, что до 3 лет ясли очень дорогие, а после трех государственные сады только до обеда (есть продленка, но она тоже стоит ничего себе так)....так что нелегко, сами понимаете.

    ОтветитьУдалить
  11. по поводу того, сложно ли в Израиле делать аборты: http://ladies-il.livejournal.com/1198199.html В общем, это гораздо сложнее и дороже, чем в России.

    ОтветитьУдалить
  12. fialka, но есть же медицинские и социальные показания, во всех странах есть. Тогда наверное нет проблемы?

    ОтветитьУдалить
  13. Татьяна, смотря что вы подразумеваете под социальными показаниями. Насколько мне известно, замужняя женщина в Израиле может сделать аборт только в том случае, если скажет комиссии, что ребенок не от мужа. Медицинские показания - это отдельная статья, там, разумеется, все по-другому.

    ОтветитьУдалить
  14. Вернусь к началу, оно как-то приятнее, чем тема про аборты :)
    Таня, легенда №1 кажется мне неубедительной: я была единственным ребенком, болела постоянно, в садик меня не брали, а мне очень хотелось играть с детьми. Но меня это нисколько не подвигло стать многодетной матерью :)
    А много детей обычно у тех женщин, кому НРАВИТСЯ быть МАМОЙ, это вы верно подметили.
    Мой первый сын появился как-то неожиданно. Теоретически я, конечно, знала, что от мужа могут быть дети, но очень сложно было это себе представить. А вот наш младшенький - плод долгих раздумий. Дело в том, что и у меня, и у моего мужа семьи развалились вскоре после рождения 1-го ребенка. Так что мы несколько побаивались. И только когда поняли, что действительно хотим еще ребенка, я забеременела. Вот тоже, казалось бы - возраст для родов солидный, мои ровесницы уже о детях обычно не думают, внуков ждут... Но ведь ребенок - это так здорово! Вот оно всегда с тобой, это маленькое солнышко. Это действительно продление молодости - ибо как можно чувствовать себя старым, когда сынок такой маленький? Ни разу мы не пожалели, что "завели" Ахиллеса.
    Другое дело - много детей. Да, мне и сейчас в глубине души хочется еще девочку. Но только в глубине души! А на практике я прихожу в ужас от одной мысли... Проблема в том, что я не могу заниматься двумя делами одновременно. И еще убеждена, что ребенку нужна МАМА - минимум лет до двух-трех. Значит, не работать, быть исключительно мамой. А мне, наверное, вот именно сейчас не хочется быть исключительно мамой. Я чувствую, что труба зовет меня на другие дела. Ну и потом младшему 4 года всего, не успела я еще соскучиться по малышам. Хотя понимаю - потом поздно будет! Утешаю себя тем, что 2 сына у меня все-таки есть!

    ОтветитьУдалить
  15. А теперь про Израиль. Заводить детей непросто: отпуск маленький, садики для малышей дорогие, няни еще дороже. И все-таки людей с тремя детьми тут удивительно много. Почему? Мне кажется, просто потому, что в Израиле любят детей. Когда женщина рожает третьего, никто не скажет ей, как в России: "Ты что, с ума сошла?!" Наоборот, все будут радоваться этому факту и искренне поздравлять. В обществе существует убеждение, что много детей - это хорошо. Семьи с одним ребенком - редкость. И детям в Израиле вольготно. Никто здесь не одергивает детишек, особенно посторонних. Все им улыбаются, все смотрят одобрительно. Этой атмосфере всеобщей доброжелательности к детям россияне могут только позавидовать.
    Мамы маленьких детей работают на полную ставку, только если у них есть хорошая специальность, и зарплата по крайней мере покрывает расходы на частный садик. Чаще подрабатывают понемножку, тыщи две в месяц можно наскрести (скажем, никайоном или метапелем по утрам, когда ребенок в государственном садике). А работает муж. Пашет как проклятый по 12 часов на заводе, а если ему повезло и он программист - берет еще работу домой. Но ни разу я пока не слышала сетований: и зачем мы столько нарожали?
    Так что я не думаю, что дело только в сложности абортов. Тем более, что приводимые цифры совсем невелики. Ну что такое 2000 шекелей по израильским меркам? Разве это может сравниться с расходами на содержание ребенка?

    ОтветитьУдалить
  16. jean, позанудствую еще немного - 2000 шек - это достаточно большая сумма для семьи, которая еле сводит концы с концами, а таких семей все же не мало. Нет, я вовсе не говорю, что именно это главная причина многодетности в Израиле, но отсутствие простого доступа к абортам (без полного их запрета, конечно) - это очень неплохая демографическая политика, и, возможно, другим государствам тоже стоило бы взять ее на вооружение.

    ОтветитьУдалить
  17. jean, легенда №1 не про то, что я одна была у родителей. А про книжку. На меня периодически разные книжки производили сильное впечатление и очень влияли на дальнейшую жизнь и характер. Я скорее о влиянии книги писала. И о том, что книга ложится иногда на подготовленную почву и оставляет неизгладимый след. А у других детей она такого следа не оставляет почему-то.
    У меня еще сильное воспоминание про книгу Зальтена "Бэмби", но детям я ее купила и прочитала им, а им она вовсе не так запомнилась...
    А про детей и работу - я никогад не оставляла работу или учебу. Иногда брала няню. Старшие мне очень помогали с малышами...
    Я всегда работала или училась, мне кажется, ребенок не помеха, и мама ребенку нужна, конечно, но дело не в количестве мамы а в качестве общения: уверена. Ребенок занятой мамы может чувствовать себя и любимым, и защищенным.
    Мне кажется, вовсе необязательно жертвовать работой и карьерой, родив ребенка. Но это мое, конечно. Моя дочка поступил апо-другому, она ушла с работы и не работала 6 лет.

    ОтветитьУдалить
  18. Так я не против совмещения с работой и с учебой! Я только за! И восхищаюсь людьми, которым это удается. Это только у меня почему-то не получается: с обоими сыновьями по 2 года сидела дома, ничем больше не занимаясь. Более того, ожидая младшего, я училась в университете, но за пару месяцев до родов бросила - просто думать уже ни о чем не могла, кроме ребенка! А учусь я тоже фанатично: уж если начинаю, все остальное отодвигается в сторону. Муж стрелялся, когда я в университете латынь изучала...
    А мне вот хочется спросить, если можно: Таня, вы ведь расстались с мужем? как же вы одна поднимали столько детей?
    Что касается книг, то реально на мою жизнь повлияла, пожалуй, только одна: "Три кита здоровья" Юрия Андреева. Это при том, что я "оздоровительные" книги не читаю вовсе. Но вот эта запала в душу и очень сильно изменила мое отношение к питанию в частности и к жизни вообще. Очень рекомендую, она продается еще, тем более что Юрий Андреев жил как раз в Питере, как и вы.

    ОтветитьУдалить
  19. Такой хороший пост, как-то тепло на душе стало!)
    Я всегда была уверена, что рожу одного и хватит, а приехав в Израиль, поняла, что уже хочу двоих и как Бог даст..)

    ОтветитьУдалить
  20. MALKA, спасибо))
    Мне сейчас еще подумалось: женщина рожает детей (я не беру ситуацию отсутствия выбора по религиозным и национально-традиционным причинам), когда ей хорошо и счастливо живется.
    Потому что точно в молодости я была счастлива и воспринимала жизнь, как великолепный подарок. И мне хотелось сделать такой подарок и своим детям))
    Значит, просто Вам в Израиле хорошо)))

    ОтветитьУдалить
  21. jean, долго собиралась Вам ответить))
    Сложный оказался вопрос.Одна я, правда, уже только троих поднимала. Но сложно.
    В те времена, когда мы жили с мужем вместе, я смеялась, что зарабатываю "на булавки". И когда мы расстались, был сильный страх погрязнуть в нищете. Я даже с перепугу подала документы на эмиграцию в Германию, надеясь, что тамошнее социальное обеспечение не даст детям пропасть с голоду. Слава Богу, как раз в то время сократили еврейскую эмиграцию и ответ пришел аж через 7 лет. Я за это время научилась нормально зарабатывать, и с голоду мы не пропали, и в нищете не погрязли, и в Питер мой любимый все перебрались. Потому как в Германию сама по себе вовсе я и не хочу. Это было импульсивное действо со страху.
    В общем, выжили и не пропали, хоть и пережили сложные времена.

    ОтветитьУдалить
  22. Меня можно на "ты" :)
    Мне все это знакомо, у меня так в жизни складывалось, что я то зарабатывала в лучшем случае "на булавки" (или вовсе не работала), то, наоборот, получала очень много - гораздо больше моих обоих мужей. Россия в последние 15 лет - странная страна, тут такаое возможно. Но все равно вам трудно было, я понимаю. В Израиле в чем-то еще сложнее. У меня подруга - мать-одиночка с 4-мя детьми в Израиле, почти что ваша ровесница. Осталась одна, когда младшей дочери был годик. Так им порою и кушать было нечего. Ну, сейчас все дети уже взрослые, сами зарабатывают, осталась одна младшая - 11 лет. И то жизнь не такая простая, хотя подруга работает. Плата за квартиру, дорогая коммуналка съедают все доходы.

    ОтветитьУдалить
  23. Теперь я буду отвечать только за саму себя: и сложно, но и легче))

    ОтветитьУдалить