четверг, 6 февраля 2014 г.

Размышления.

Я смотрю на себя в зеркало. И вижу немолодую, располневшую даму. И больше никого.
И в то же время во мне живет столько разных "я"...
Мое детство живет во мне. Та маленькая девочка, иногда грустная, иногда веселая. Чересчур послушная , но любящая фантазировать. Моя потребность во внешних рамках - оттуда. Моя способность радоваться мелочам: солнцу, цветам, птицам, неожиданным подаркам - тоже оттуда. Когда появляются грусть и беспомощность - они тоже оттуда, из детства.
И мечтательный подросток, больше всего любящий читать, любящий настолько, что читает до 4 утра под одеялом с фонариком - он тоже никуда не делся. Тут он. И книжки тут))) Правда, до 4 утра теперь читать с фонариком нет надобности. Нет строгой мамы, проверяющей, спит ли дочка...
Гибкая и стройная девушка - она тоже живет во мне. Умением влюбляться, силой, самостоятельностью...
И мама, бережно пеленающая своего младенца... Дети выросли, а нежность осталась.
Я помню, как родила свою старшую. И прилетела ко мне мама из Челябинска. Рассказывала: пока летела, все старалась вспомнить, как же младенца надо пеленать. Тревожилась, что не может вспомнить... Так и не вспомнила. Прилетела. Внучка захныкала, мокрая. Мама ее перепеленала, автоматически, и снова сидит, думает: а как же я это сделала?
Вот и мои руки умеют, помнят, как держать, пеленать, укачивать младенца. Бережно и нежно.
Эти возраста, которые я прошла, прожила, - они тут, во мне. Чертами характера. Эмоциями. Привязанностями, привычками. Умениями. Пониманием.
Я смотрю на своих детей и узнаю в них себя. Интересно наблюдать, как они проживают то, что я уже прожила. Интересно, это то, что называется мудростью? Наблюдать, с улыбкой и любовью, не вмешиваясь.
Но я гляжу в зеркало. И оттуда смотрит только одно лицо, лицо немолодой  дамы. 
Что делать с этим? Да ничего. Надо ли? 
Вроде бы и не надо. Я себе вполне нравлюсь. Но иногда жалко... Я люблю и тех, кто остался жить во мне: маленькую девочку, подростка, девушку, молодую маму... Они есть. Но их не видно.
Я напоминаю себе Фиону, в которой живет и принцесса.
Может, отчасти поэтому эта сказка так популярна? Фиона осталась Фионой, (правда, у нее в сказке был выбор. У людей его чаще нет). Но и принцесса осталась: в характере, в словах, в чувствах. Только сложно ее разглядеть.
И мне бывает сложно разглядеть в других то, что скрыто за внешностью. Встречают все же по одежке. А чтобы увидеть человека таким, какой он есть внутри, надо очень близко подойти и присмотреться. Тогда они появляются. Девочки, мальчики, подростки. Добрые, веселые, грустные, упрямые, нежные...
Это сложно: подойти и присмотреться. Когда я была совсем юной, мне казалось, что это невозможно.
Я помню деда. И нашу старую и больную бабушку. Как она лежала после инфаркта, такая слабая и некрасивая после болезни, а дед сидел рядом и держал ее за руку. А потом выходил ко мне в коридор и рассказывал, едва ли не со слезами, какая она была молодая и красивая, как пела, как была у нее всего одна кофточка но всегда отстиранная и отутюженная... Ему хотелось, чтобы и я видела ее такой.
И я огорчалась - он видит ее, юной и поющей, потому, что он знал ее с юности. Без этого как разглядеть в моей старенькой некрасивой бабушке ту, кем она была? Я тогда не могла этого.
А оказывается, разглядеть можно. Потому что остаются чувства, переживания, слова, поступки, движения даже... 
Но все же редко это получается. Что для этого нужно? Достаточно интереса и симпатии? Или надо любить человека, чтобы видеть его другим? Сквозь оболочку. Или достаточно просто вырасти, повзрослеть и поумнеть? 
Не знаю. 


65 комментариев:

  1. Вот и у меня то же самое ((. Иногда вижу в зеркале только обрюзгшую тетку - а внутри-то я совсем другая.. я даже не чувствую, что я изменилась с 20 лет, хотя изменилась, конечно - изменения приходят с опытом...
    Вот говорят, что девушка выглядит хоршо 24 часа в сутки, 30-летняя женщина - несколько часов, а в старости, может, какая-нибудь одна минутка в сутках выдается, когда выглядишь хорошо... И мне кажется, как раз с этим и связан секрет видеть других красивыми. Ведь если человек навстречу тебе раскрывается - он в эту минуту и будет красивым, и ты его таким увидишь. Мне кажется, ключик к этому - доброжелательность к людям, интерес к ним. Как-то так.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, Жень. На самом деле ты всегда выглядишь хорошо)))
      Я вспоминаю себя в 38 лет, после развода. Я казалась себе тогда такой древней прожившей жизнь женщиной. Сейчас только вижу, какая это ерунда была.
      А вот насчет доброжелательности соглашусь.
      Я вспоминаю встречу в метро. Давно, много лет назад. Она меня просто поразила.
      Ехала бабушка, похоже грузинская бабушка с 2-мя внуками - подростками.
      Жень, как она на них смотрела! С какой гордостью и любовью!
      И она так была красива, эта бабушка, оттого что просто пропитана вся была любовью. К внукам. Как я понимаю, вообще к людям. К жизни. И это была не минута. Я думаю, эта женщина (трудно писать "бабушка" даже) просто красива. Всегда. Ее эта любовь освещает по жизни. В ней все наоборот: за ее принцессой Фиону не видно практически.
      Она до сих пор у меня перед глазами.
      Я так не умею. Во мне помимо любви много и злости, и обиды, и грусти бывает. Эх...

      Удалить
    2. Ну, Таня, я тебе тоже совершенно искренне могу сказать: "Ты всегда выглядишь хорошо". Но про себя-то я знаю, что далеко не всегда. Правда, зеркала тоже бывают злыми и добрыми - это я давно заметила :). Вот в нашей комнате оба зеркала добрые, а в комнате, в которой я работаю, зеркало.. прямо скажем, не особо доброжелательное :).
      И да, я очень завидую красивым старушкам. Можно всю жизнь хмуриться - и в старости получишь вместо лица отвратительную маску. А можно всю жизнь радоваться миру и улыбаться - тогда даже морщинки будут фиксировать эту улыбку...

      Удалить
    3. Таня! Очень красиво написала! Вот и про это - про увидеть внутренних тебя, я и говорил:) Это и есть твоё "скрытое имя", твоя сущность.

      Удалить
    4. Саш, но имя дается при рождении.
      И я согласна - от рождения есть у человека своя сущность. Как ее ни называй. Измеряй темперамент, реакци возбуждения и торможения... Что там еще от рождения дано.
      Или кармой назови.
      Все равно все об одном и том же.
      Вот я так поняла пост у тебя на блоге. Данность, с которой человек в мир пришел.
      А уже по жизни эта данность развивается, остается в человеке опытом, знаниями, переживаниями...
      Тогда я чуть дальше по жизни прошлась :)

      Удалить
  2. Вам покажется это странным, но я , теперешняя, себе нравлюсь намного больше, чем раньше. Я нравлюсь себе теперь всегда.
    Захотела сбросить лишние кг- легко!
    Внутри я свободна. Всё расставлено по местам, всё понято, люди меня уважают.
    Я не хвалюсь. Это так.
    Но я по прежнему обожаю архитектуру .
    (Ах, Прага, я чувствовала себя там ребенком). Я люблю поздно ложиться спать, и мне уже много лет никто не делает замечание по этому поводу. А еще я люблю писать комментарии. А еще раньше письма друзьям.Я ведь очень любила писать сочинения и вела дневник.
    И зачем я его выбросила перед отъездом?
    Когда сын впервые сел за руль, мне казалось, что он сидит в прогулочной коляске, будто это было вчера.
    Я помню до мельчайших подробностей расписание младенца. И вдруг он уже за рулем.
    Я смотрю на наших пенсионеров. У них злые неприятные лица. Всегда. У всех.
    Они не вчера стали такими. Их лица стали такими давно. У нас такой район, что тут поделать....
    И лишь однажды, представляете, лишь однажды (!) со мной в автобусе ехала женщина с добрым , а потому красивым лицом. Да, она была немолода, но красива.
    Я выходила первой, и она пожелала мне всего хорошего. Но как!
    В тот день началась очередная война. Я потом вспомнила её, и мне показалось, что
    меня хранит её пожелание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у меня по-разному, Ань. Я безусловно нравлюсь себе. Во всяком случае я сейчас намного лучше, спокойнее, терпимее, чем была в молодости. Хотя эта непоседливая особа - я в юности - тоже со мной, никуда не делась. И это сочетание мне нравится очень, вроде бы неплохо получилось.
      И мне нравится окружающее. Люди нравятся. Дети. Природа. Надеюсь, в мире отражается то, что я смотрю на него с любовью.
      Но когда я смотрю на себя в зеркало - тогда по-разному. Наверное зависит от того, какими, чьими глазами я на себя смотрю. Своими - все в порядке. Если смотрю как бы со стороны, как будто я сама себя не знаю, отстраненно - тогда то, что я вижу меня не особо устраивает.

      Удалить
    2. А про любовь к архитектуре- очень неожиданно и интересно.
      Как Вам кажется, где она берет свое начало?
      У меня такой нет. Наверное, я по жизни какую-то остановочку проскочила, а Вы задержались))
      Стало интересно: какую?

      Удалить
    3. Таня, это еще, знаешь, на фотографиях бывает: кто-то тебя снял в неудачный момент. ты смотришь на фото с ужасом и думаешь: неужели это я??!
      А к архитектуре я тоже неравнодушна. Прага прекрасна.

      Удалить
    4. Женя, про фото есть замечательный совет.
      - Вам не нравится Ваше фото? Уберите его подальше, и достаньте через 5 лет.
      Знаешь, очень хорошо работает. Во всяком случае я пересмотрела свои старые фото, даже самые нелюбимые паспортные - а ничего в общем-то, очень даже мило :)

      Удалить
    5. А я сегодня скачала с фотаппарата фотки, сделанные неделю наза в Иерусалиме. И очень симпатично, между прочим :). От сердца отлегло.... :)

      Удалить
    6. Вот видишь)
      И пяти лет ждать не пришлось :)

      Удалить
  3. Танюш, очень трогательно написано, с какой-то щемящей грустью... Накатывает периодически, наверно, на всех.. Особенно когда появляется то свободное время, которое должно быть занято чем-то другим. Есть хорошее свободное время, которому радуешься, а есть вот такое познавательно-самокопательное, которое не очень нужно... По крайней мере не в такой форме. Могу быть неправой по этому вопросу, но так кажется... )) как жаль, что мы живём по разным городам и не получается вместе выбраться куда-нить в спортзал, в караоке или собраться большой компанией и в крокодила поиграть))) девочки, мне кажется, дело не в возрасте, а в недостатке эмоций, какого-то драйва и некоторых других нюансах..). Таки было бы интересно собраться как-нибудь вместе, чтобы "за жизнь" поговорить за рюмочкой кофе..))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня грусти как раз нет ))
      Я только вчера как раз разговаривала с работы со знакомой в скайпе, и на ее вопрос о том, как я тут живу, не жалею ли все же иногда, что уехала, совершенно искренне ответила, что я здесь живу более счастливо, чем прежде.
      Как-то неторопливо, спокойно... Более гармонично, что ли. И это и про гармонию с собой.
      Для меня такие размышления и заглядывания в себя привычны (психолог все же). Мне кажется, это наоборот нужно. Мне помогает лучше себя понять и почувствовать.
      А в гости-то приезжай! Как там твои экзамены? На следующей неделе, если я правильно помню?
      Пригласим Иришку, может еще кого из наших да и посидим :)

      Удалить
    2. Ох уж эти мне психологи.. )) на Украине две близких подруги - твои коллеги остались.... ) Значит про грусть мне показалось и тогда все ок.. Я не хочу сказать, что самопознание плохо, совсем нет.. Плохо самокопание с последующим самозакапыванием...
      Экзамен в среду. Офонаревшие от учебы все.. Мозг уже просто тихо стонет и отказывается воспринимать действительность.. И вроде как через пару дней после экзамена, нас запускают на бет. Хотя я бы неделечку так отдохнула..)) но как будет, так будет, зато нет потери времени..)

      Удалить
    3. Ну да, вам-то какие проблемы, казалось бы, живете в соседних городах, Таня вон каждый день в другой город на работу ездит. Это я далеко...

      Удалить
    4. Ну, нотка грусти есть, конечно. Но знаешь, бывает такая грусть - отчаяние, а бывает такая спокойная и светлая, с принятием))) Вот такой есть немножко.
      Бет у тебя, значит, с воскресенья? Приезжай тогда в четверг вечерком, и как хочешь, можно вполне до вечера субботы остаться, а там уже транспорт пойдет.
      Или можно праздников подождать.

      Удалить
    5. Женя, у меня на песах там будет сколько-то выходных. Вот на хануку 3 дня мне оплатили выходных в детские каникулы, хотя вроде официальных выходных не было. В школе хорошо работать тем, что в детские каникулы больше выходных дается, и они не в счет отпуска, а сами по себе. Так что на песах я мобильна для гостей))) И ко мне можно тоже))

      Удалить
    6. Значит, Таня, мы с тобою теперь будем в противофазе... :((. У меня на праздники наоборот всегда горячая пора, это связано с работой. Могу только предложить приехать к нам на какой-нибудь праздник, хотя бы на начало Песаха или на его конец: в праздник я все равно работать не буду (по религиозным соображениям). Сейчас ведь твоя очередь :).

      Удалить
    7. Жень, я еще не очень "задружилась" с транспортом и изучила чем и куда лучше добираться.. Все больше пешком и бегом. Но мы таки действительно недалеко друг от друга, к тому же море соблазняет со страшной силой.. Не хватает мне его здесь в ПТ..))

      Удалить
  4. Меня зовут Надежда. Таня, как же хорошо вы написали то, что во мне звучит давно. Даже глаза на мокром месте. Еще вчера тихая и,можно сказать, забитая больная девочка,вся в книжных историях и фантазиях.Вот студентка,молодая женщина..Долгое ожидание первенца-и вот оно чудо-старший сын.И ,бац,и ему 15, он уехал учиться в Израиль.Он взрослый! Птица улетела. А я радуюсь до дрожи,что еще есть возможность пару лет утром целовать теплое ушко младшего и говорить:"Семушка,пора в школу".Не знаю, соберемся ли мы в Израиль.Эх,эти бы документы, отданные нам в 90-х или в начале 2000-х годов!Тогда были решительней и отчаянней. Но все ,видно,происходит в свое время и по воле Б-га.Еще раз спасибо за талант писать и думать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы знаете, я когда приехала, тоже думала - и что б мне не приехать в 90-е... Тогда точно было бы у меня давно свое жилье (ну, возможно машканту бы доплачивала, но было бы). И семейная жизнь, глядишь, сложилась бы по-другому. (хотя это вряд ли, но ведь никто не проверял?)
      А потом думаю - это была бы не я уже. Потому что не было бы этих 20 лет, отданных психологии, а они очень мне дали много. Дети были бы другими, я была бы другой.
      И я не уверена, что я готова отдать эти 20 лет, прожитых в России за наличие своего жилья в Израиле.
      Все, по мне, происходит в жизни так, как должно происходить.
      И здорово, что именно так)

      А 20 лет назад Вы были решительнее и отчаяние - не известно, лучше это или хуже. Дров бы наломали лишних)))
      Да и дети были бы другие у Вас.
      И готовы ли Вы отдать эти 20 лет?
      Я вот подумала и решила, что не готова ))

      Удалить
    2. Танюша,ты просто молодец! Буквально прописываешь все мои мысли!!! Я тоже вначале сожалела,что не приехали 20 лет назад,но сейчас совершенно уверенна,что в наши 50 с хвостиком -сейчас самое то!!! Согласись,конечно эти годы нельзя было назвать простыми,но какой объем информации,опыта,ощущения спресованности времени,это дорогого стоит.А сейчас благодаря полученным навыкам,довольно легко жить здесь.За год ,что мы здесь уже прожили,я помолодела лет на 10 наверно.Гармония!

      Удалить
    3. Оля, я сохранила ваш комментарий с телефоном, позвоню, как поправлюсь. А то я со вчерашнего дня разболелась, горло болит и голос сел. Говорить сложно. Даже на больничный пришлось пойти. Выздоровею - позвоню.

      Удалить
  5. Вот я отдала. И мне их очень жаль.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне жаль.
      Вам досталось, да. В то время вообще, как мне кажется, репатриироваться было сложнее. Слишком много людей враз приехало. Не было работы. Конкурировали, как мне рассказывали, за самые простые места. Не знали реальности, языка, из тепличных советских условий, где все же законы худо - бедно исполнялись тогда, попали в среду, где обман был частью реальности (сейчас-то и в России так, "дикий капитализм" научил всех, люди теперь приезжают битые и ученые. Ваше поколение репатриантов было более наивно и доверчиво).
      Но, с другой стороны, эти годы наверняка Вам дали тоже много. Изменили Вас. Не факт, что в худшую сторону - мне так не кажется. Вы умеете чувствовать и сопереживать. Вы умная и думающая. Я не знаю, конечно, какой Вы были 20 лет назад. Мне правда жаль, что Вы не чувствуете себя счастливой здесь.
      Неужели они были для Вас все такими зряшными?

      Удалить
    2. Это в Израиле то были жесткие условия? А тут мягкие?
      Татьяна, это что, шутка такая?
      Да по сравнению с Рашей там санаторий был.

      Удалить
    3. Да, могу объяснить.
      Мне ли не знать, как было в 90-х. Тем более, что жила я в тьму-таракани, в Кемерово тогда.
      Муж не получал зарплату полгода. Пытались выжить на мои декретные, а детских пособий тоже не платили - 3 года не платили.
      Я описывала уже где-то этот эпизод, но повторюсь.
      Дома последние полбулки хлеба. Еда рассчитывалась жестко, что мы едим сегодня, что завтра, ни крошки лишней. Сколько хлеба я могу купить или молока на свои декретные... Эти несчастные полбулки были оставлены на завтрак - старшим девочкам перед школой и мужу перед работой бутерброд (в столовой на заводе их хоть кормили по талонам в долг, но утром тоже надо). Маленький - грудной, с этим проще. Третья дочка в садике, там раньше 4-х разовое питание, тоже проще.
      И вот эта третья, придя из садика, говорит, что голодна и просит хлеба. А у меня рассчитано только на утро. Если дам ей - кто-то из троих пойдет на работу или в школу голодным...
      И я напустилась на ребенка, от вины и отчаяния очень злобно. Что, мол, как ты, почему в садике не поела, надо было есть в садике, а теперь ложись спать. И уложила ребенка голодным (((
      А сама проплакала полночи, что я, мать, не смогла дать ребенку кусок хлеба...
      Правда, на будущий день на меня свалилось настоящее счастье. Потому что я рассказала о своем стыде соседке. Просто рассказала - гуляла на улице с малышом и разговорились.
      И вечером нам соседка со своего дачного участка привезла мешок картошки, банки с огурцами и помидорами, банку смородинового варенья...
      Я уже писала, мы тоже сажали картошку в те времена, конечно. Но у нас не было погреба и мы сажали так, чтобы до НГ съесть, т.к. в январе она начинала расти.
      А у соседки погреб был. Мало того, эта соседка была директором овощного магазина. И она несколько лет всегда оставляла мне то ящик яблок, то ящик апельсин... Я забирала с черного хода. (платила, разумеется. Но вот были времена, что и яблок и апельсин было просто так не купить).
      А потом мужу дали зарплату за полгода.
      Какими-то странными чеками "Россия". Было 2 чека, на 20 тыс и на 5 тыс. Их можно было отоварить в любом магазине, но сдачи с них давали не более 10%. Представляете, как я бы накупила еды на 20 тыс? На полугодовую зарплату? И куда потом ее...
      В общем, мы при голодающих детях купили цветной телевизор за 18 тыс, получив 2 тыс денег.
      А с другим чеком я полдня провела в спортивном магазине "Олимпиец", ждала - вдруг кто-то будет что-то за наличку покупать. Одна молодая пара покупала спортивный велосипед, стоил он 4,5 тыс. я договорилась с ними и заплатила своим чеком. Так у меня оказалась еще наличка и мы выжили.
      Да, я все помню, Николай.
      Но почему-то я не знаю в России сломавшихся людей. Или, может, у меня такое окружение было?
      Потому что все мы понемногу переквалифицировались, и муж мой ушел с умирающей оборонки в страховую компанию, и многие его друзья тоже занялись кто-чем, и все поднялись снова.
      А здесь, в Израиле, я знаю сломанных людей. Довольно много, причем.
      Поэтому и сделала такой вывод, что тут было хуже. Сложнее. Без работы, в чужом месте.
      Хотя и здесь 2 моих подруги выстояли и состоялись, но есть и люди, так и не нашедшие своего места в стране.
      А в России я таких не знаю. Возможно, если бы знала, то думала по-другому.

      Удалить
    4. Я не понимаю, что Вы имеете в виду под “сломанными”. В России практически всех мужиков ломают сразу, в армии. Привычка стирать портянки дедов это на всю жизнь.

      Упс, да количество беспризорников в 90е было больше, чем в войну. Это не “слом”? Какие еще нужны аргументы?

      А к Вашему рассказу я бы добавил вторую сторону: у нас на работе дважды взрывали, один раз соседний офис, другой раз машину во дворе. Директор нашей конторы получил пулю. Мой приятель неделю сидел в подвале пристегнутый к трубе. Огромное количество бомжей (к вопросу об обманах). Просящие милостыню старики. Ну и т.д.

      Тут было все, что и в Израиле. Плюс крах экономики и правопорядка, со всеми вытекающими. Вы меня простите, но “работа на заводе” с ЗАРПЛАТОЙ в те времена была большой удачей, а в Израиле это считается трагедией.

      Ну и последнее. Не надо думать, что россияне что-то “преодолели”. Страна живет на нефти, и вернись цены назад, мы опять будем в 90х, только хуже.

      Удалить
    5. В нашей тихой тьму - таракани хоть не взрывали ничего)))
      Просто было голодно и безденежно от невыплаченных зарплат.
      И беспризорников в общем-то я не видела. Я, правда, в те годы с 95-го по 99-й возила дочку на лечение в педиатрическую академию по 2 раза в год, так вот беспризорников постоянно видела в Ленинграде, это да. И кормила даже.
      Эта беда была или локальной, или просто со всех городов и весей беспризорный люд (и детский в том числе) стекался в Москву и Ленинград.
      Так что да, видимо я всех бед не пережила и не видела.
      Хотя и мне, как мне казалось, досталось прилично.

      И, возможно, мне кажется теперь, с высоты прожитого, что раз пережила - то значит не так оно и тяжко было? Что тем, кого сломало, - им пришлось тяжелее?
      Кого считаю сломанным? Тех, кто жалеет о прожитом. Кто не адаптировался, не любит окружающее и живет в этой нелюбви, ничего не меняя.
      Хотя конечно, дело еще и в самом человеке. Но вот жалею я тех, кто не нашел себя в другой стране. Понимаю, что многие беды - внутри них самих, но мне их жаль по-человечески.
      А про "преодолели" - я имела в виду отдельных людей, переживших 90-е. Как и тех, кто тут, в Израиле пережил свои личные 90-е и поднялся.
      А Россия как страна в целом - только порушила, это безусловно. Нефть да лес остались.

      Удалить
    6. Меня не вид беспризорников смущал. Просто это и есть порушенные семьи, вдрызг. И то, что они собирались в большие города это не суть, суть страшное их количество. И нулевая реакция общества, которого просто не было, строго говоря. Да и сейчас нет.

      У меня во все эти годы был только один страх, за детей. Когда я видел лестницу, усыпанную шприцами, вот тогда мне плохело. Все остальное даже не пугало. Мне повезло с друзьями, первая же моя попытка поныть была пресечена столь бессердечно и цинично, что оказалась и последней.

      В общем, ничуть о тех годах не жалею. Собственно, семья и дети всегда составляли значительно большую часть жизни, чем весь этот внешний антураж. Спроси меня про те годы, так я вспомню рыбалку с сыном. А всю эту хрень- ну только когда разговор об этом заходит.

      Удалить
    7. Но я в общем-то вполне с Вами согласна.
      Нулевая реакция общества - это да. Потому что в нашем Богом забытом Кемерово ни о каких беспризорниках даже и не слышали в те годы. Хотя наверняка они были, пусть не в таких количествах. Ну, это специфика российского общества всегда была. О Чернобыле тоже услышали сначала из Европы. А народ в Припяти на демонстрацию майскую погнали, вместо того, чтобы вывозить срочно.

      Вот людей, которые вспоминают рыбалку с сыном - я и называю не сломанными.
      А тех, кто живет в этом прошлом и не может перестать сожалеть, что оно сложилось так, а не иначе - сломанными. И мне их жаль. Потому что не виноват человек в том, что его собственных ресурсов не хватило ему, а извне никто не поддержал.
      У меня была поддержка (та же описанная выше соседка, да и много разных хороших людей рядом). Кому-то и я была поддержкой.
      А у них, очевидно, не было. Или было недостаточно. Жаль.

      Удалить
    8. Немного не так - Припять эвакуировали на следующий день после аварии, а демонстрация была в Киеве. А мне друзья позвонили из ЛИЯФ, у них там все зашкалило. Посоветовали свинцовые штаны одевать)))
      На этом, кстати, Советский Союз и закончился. Все, что было позже, это был уже не СССР, а его быстрое обрушение.

      Удалить
    9. Да, Вы правы.
      Это 30-ти километровую зону начали расселять. после 2 мая, а мне почему-то думалось, что вся эвакуация началась только после 2 мая...

      Удалить
  6. Здравствуйте, Таня,
    Я живу в Израиле пока всего два месяца. Мне очень трудно сейчас сложить какое-то цельное впечатление, я слишком мало знаю страну.
    И прожила всю жизнь в России. Мне очень жаль, что в моей жизни не возникала/не рассматривалась возможность репатриации/переезда в Израиль раньше. Для гармоничного и правильного становления личности. Даже если бы я приехала по программе обучения (пусть не репатриации для начала) – это бы здорово изменило мою жизнь. Во-первых, если бы это произошло в юности, у меня не было бы очень многих комплексов. К сожалению, тогда по всяким семейным обстоятельствам это было невозможно, да и не знала я о таких возможностях для молодежи. В более старшем возрасте – хорошо, что я приехала вообще, потому что я не могла существовать в этом поле недоброты и отсутствия возможности приносить пользу людям, в котором я жила в последние годы в России. Написала «недоброты», потом поняла, что это было бы несправедливо по отношению ко многим моим друзьям. Друзья мои, если вы это читаете (что очень маловероятно), это относится не к вам, а к обстоятельствам моей жизни – была семья, мама, любимый человек и т.д. – – и когда от этого ничего не осталось, мне было плохо.
    Все-таки здесь очень правильно устроенное общество. Я для себя сформулировала, что в России мы очень невротизированы и дисгармоничны, причем это тянется из поколения в поколение, потому что нет возможности жить в другом обществе с другими отношениями между людьми. Моя жизнь там – это сплошное выживание, да еще какое-то однобокое, выжить-то могу, но на выходе получается монстр. У психолога Людмилы Петрановской есть серия статей про наследование психологической травмы в нескольких поколениях через историю страны. Наверное, как психолог, Вы эти статьи видели.
    Мне кажется, что в Израиле у нас уходят какие-то подростковые черты (которые, возможно, делали нас моложе), но взамен этого появляется более правильное, целостное, мудрое восприятие жизни. Как жаль, что столько времени было упущено. Если бы я приехала хотя бы 10 лет назад…
    Но сейчас мне нравится просто здесь жить и прислушиваться к изменениям в себе, потому что жить в России было для меня невыносимо. Мне кажется, что здесь проще проявить свои душевные качества и приносить пользу обществу, чем в России (хотя для себя я все равно не могу понять, как это сделать).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фелиция, мы же знакомы, по беседке))) Я помню, что Вы недавно приехали.
      Думала, прежде чем ответить Вам.
      У меня достаточно много тревоги по поводу Вашего комментария. Я очень боюсь, чтобы Вы не разочаровались.
      И я со многим не могу согласиться, потому как пользу в России людям я приносила однозначно. И те проблемы, о которых Вы пишете, передо мной не стояли. Общество я видела вполне доброжелательным. Да, неулыбчивые люди на улицах. Но это же не от "недоброты", а от забот.
      И то, что здесь "правильно устроенное общество" мне сложно сказать. Все общества созданы людьми, а люди не совершенны. Свои недостатки, своих тараканов они внесут в любое создаваемое ими общество.
      ЛЮдмилу я знаю, но статей этих не читала. По теме травмы все же моя любимая книга это Калшед "внутренний мир травмы".
      Мне просто кажется, что Вы, раз Вы чувствуете, как меняетесь, значит Вы приехали в Израиль в нужное для Вас время, в то время, когда Вы готовы к переменам. А это важно очень.
      Приехали бы в юности, не пройдя через опыт, который Вы прожили в России - не знаю, лучше ли было это для Вас.
      Сейчас с Вами есть Ваш опыт, Ваше понимание себя, прочитанные Вами статьи и книги, - все это важно, все это помогает Вам сейчас меняться и адаптироваться.
      Только плз, не идеализируйте страну.
      Мне здесь, в Израиле, очень нравится, но это для меня значит лишь, что лично мне тут хорошо.
      Но при этом я вижу и положительное и отрицательное. Постарайтесь видеть и то, и другое (ведь Вы же уже столкнулись и с тем, из другим, судя по Вашим вопросам в беседке)

      Удалить
  7. Таня, конечно, мы знакомы через беседку (а я из своего одиночества вообще рассматриваю всех, с кем вступаю в переписку, как своих знакомых :) )
    Думаю, меня трудно разочаровать. Во-первых, я вижу многие вещи как они есть. Я не могу представить, какую роль и какое место я могла бы занимать в израильском обществе. Я живу сейчас практически в изоляции, стараясь привести в порядок свои мысли и чувства и физическое тело. Есть многие вещи, которые мне не нравятся в Израиле. Например, я не понимаю, имеются ли здесь детские развивающие секции и я пока что скептически отношусь к их уровню.

    Чтобы разочароваться, нужно иметь какие-то амбиции. Амбиций у меня, положа руку на сердце, нет. Пользу я какую-то в России приносила своей работой, но мне этого было мало. Про «недоброту» - я имела в виду, что оказалась вначале в эмоциональной пустоте после смерти мамы, а в последнее время еще и беспокоили проблемы со здоровьем… И я не могла получить тот эмоциональный отклик от окружающих, который хотела бы получить.

    Я могу привести один маленький пример «недоброты». Перед отъездом сюда я очень захотела увидеть своего отца, с которым никогда в жизни не общалась. Встретилась. Была глубоко разочарована отсутствием этой самой доброты. Я не самый плохой и глупый человек на свете. Я не прошу у него любви (это было бы прекрасно, если бы он мог ее испытывать), но хотя бы дружеский интерес, любопытство он мог бы ко мне проявить. Ни-че-го. Я к нему не предъявляю никаких претензий (сейчас), общение со мной совершенно безопасно для его психики, здоровья, самооценки.

    По поводу правильно устроенного общества, могу сказать, что мне нравится, когда я вижу мужчин, прогуливающихся с детишками, когда я вижу, как терпеливо общаются с пожилыми людьми, когда я вижу в людях интерес к другим, а не равнодушие или высокомерие. Мне нравится, когда я вижу, как люди берут на себя заботу о бездомных животных, подкармливают бродячих кошек и даже лечат летучих мышей. Наверное, я не улавливаю пока нюансов. Возможно, и в России это есть, но я много раз сталкивалась со злобными, истерическими реакциями.

    Ссылку на эти статьи Петрановской могу Вам выслать или указать в своем комментарии (если это допускается правилами).

    Да, в России, конечно же, как Вы пишете, я прошла опыт 90-х, голод, перестройку и т.д. Но дальше нужно куда-то развиваться и созидать, а я как демобилизованный солдат. Этот опыт был необходим, но сейчас уже другое время с другими задачами.

    Я вспоминаю Россию, свои отношения с другими людьми сейчас и вижу многие вещи более объемно, но для такого восприятия мне не хватало пребывания в Израиле.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насчет статей - пока не надо, спасибо. Если бы мне было интересно, я бы нашла. Не думаю, что там что-то новое для меня)

      По поводу эмоциональной пустоты после смерти близкого человека - могу сказать, что это очень распространенная ситуация. Да, люди исчезают в окружении. Часто просто потому, что сами пугаются. Не знают, как подойти, что сказать... Это бывает, я с таким сталкивалась.
      И жаль, что таков Ваш опыт знакомства с отцом.
      У меня есть примерно такой же. Я своего родного отца увидела впервые в 37 лет, на похоронах мамы. Потом виделась дважды. И все. Никакого общения, ни переписки, ни телефонного (хотя у него был мой питерский телефон и адрес) И в то же время у него полон дом моих детских фотографий возраста год - два - три...
      Просто да, девочку ясельного возраста он знал и любил, а эта 37-ми летняя тетенька незнакомая была ему на фиг не интересна.
      Мне какое-то время было обидно, а потом я приняла, что действительно это так. Ну, незнакомая тетка. Подумаешь, дочь. Не растил. Не видел. Растил эти годы совсем другого ребенка, не своего, но в общем любимого. А ко мне нет никаких чувств, и видимо, это естественно.
      Мой папа все же тот, что вырастил и любит. И которого люблю я.
      Так что не вижу тут недоброты, вижу просто обычных людей с их слабостями и несовершенством.
      Делюсь с Вами сейчас, потому как если Вам удастся с этой точки посмотреть, понять, простить, возможно и Вам будет легче?
      Здесь в Израиле - таки да, люди более эмоциональны. Что ж, Восток отсюда довольно близко, а на Востоке совсем другое обращение с эмоциями, тут не учат их с детства подавлять.
      Опять же это не про то, что общество лучше или хуже. Оно просто другое. И, возможно, Вам оно больше подошло. Мне точно оно нравится больше. То, в чем многие люди с западным менталитетом видят невоспитанность, я вижу просто высокую эмоциональность и мне это понятно. Люди с эмоциями для меня более живые))) И они не сбегут, если у Вас умер близкий.

      Ну, как-то так :)

      Удалить
  8. Татьяна, мне кажется отчасти ваше спокойствие обусловлено еще и тем, что здесь прекрасная медицина. В странах бывшего союза медицина сейчас терпит крах, люди остаются один на один со страшной бедой, которая принимает масштабы эпидемии. Даже те у кого есть положение в обществе и немалые средства ничего не могут сделать!
    С ужасом сегодня прочитала о судьбах двух известных военных - контр-адмирала Апанасенко из Москвы!!! читать здесь http://www.newsru.com/russia/08feb2014/apanasenko.html и вице-адмирал из Петербурга! Юрия Устименко http://www.newsru.com/russia/03jan2014/admiral.html
    Какая страшная трагедия. В России и в Украине жить очень хорошо, но только если ты здоровый человек.
    Будем здоровы и сделаем все возможное, чтоб быть счастливыми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отчасти с Вами соглашусь, но лишь отчасти. То, что пережил Апанасенко, переживала постоянно моя мама 18 лет назад - все было то же самое, ничего не изменилось в обезболивании онкологии. Так что не "сейчас медицина терпит крах", а тема эта давняя, если не вечная для России.
      Но продолжать эту тему не буду (так что эту веточку можно не комментировать), т.к. это большая отдельная тема и просит своего отдельного большого обсуждения, которое сейчас и так идет в социальных сетях (в частности на ФБ видела), где к нему и можно присоединиться.

      Удалить
  9. Спасибо, но там речь идет о том, что жене не дали лекарство и каждый раз нужно с неимоверными усилиями его добывать.
    Этот комент можно не выставлять

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, но 18 лет назад, когда умирала от рака моя мама, было абсолютно то же самое.
      Так же надо было собирать бумажки.
      Так же получать наркотик.
      Чтобы получить следующую упаковку наркотика, надо было сдать предыдущие использованные ампулы. И если ампулы заканчивались в пятницу или субботу, то до понедельника, т.е до первого рабочего дня старшей сестры поликлиники, наркотик получить не было возможности. Страдал и человек, и близкие, не могущие помочь. Скорая наркотики не ставила. Больницы не брали.
      Абсолютно то же, один к одному. Только вот пистолета у мамы не было - приходилось всем терпеть.
      Так что это не развал медицины. Это стагнация скорее такая в том, что касается обезболивания онкологических больных.

      Удалить
  10. Татьяна, вы абсолютно правильно написали о том, что человека ломает одиночество.
    Конечно, у каждого были свои 90-е.
    И мне очень интересно было читать вашу переписку с Николаем.
    И вы очень хорошо написали о своей соседке!
    Не было у меня тут такой соседки!
    А ведь там были! И соседки, и подруги, и просто почти незнакомые люди!
    А здесь как в песне "а вокруг тишина, взятая за основу".
    Конечно, мне могут сказать, что в этом виновата я. А что я могу сказать в ответ ?
    Как я могу доказать обратное не знающим меня людям?
    Николай вспоминает рыбалку с сыном...
    Знаете, отчего я считаю 20 лет выкинутыми в яму? Да потому что нечего вспомнить! Потому что не было интересных встреч, разговоров по душам,
    не было возможности строить планы и осуществлять их, не было возможности просто пожаловаться хоть иногда кому нибудь, не было самой жизни, а лишь мысли о том, чтобы протянуть еще один день....
    А мои друзья ТАМ ,между тем , жили. Работали, строили квартиры, отдыхали , рожали...Жили!
    Жили , скорее, так , как вы, Татьяна. Но не так как вы, Николай, с перестрелкой в соседнем офисе.
    Короче, они жили, а я - нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, разве Вас тут кто-то осуждает или обвиняет?
      Мне искренне жаль, что ен встретились Вам такие люди, как моя соседка. Потому что они есть везде. И здесь, в Израиле, они были. Вспомните один из первых постов Иры, где она описывает, как соседи собрали мебель, необходимые продукты семье репатриантов с малыми детьми: ее семье.
      Жаль, что такие люди не встретились Вам на пути.
      Я и написала выше: сломались люди, у которых недостаточно было своих ресурсов и которые не нашли их вовне. в соседках таких ...Или в собственных мужьях...
      Видимо, так было и с Вами.
      Кстати, с перестрелкой в соседнем офисе многие жили. Ну, не в глухой провинции, какой был в те годы Кемерово, а в больших городах ближе к центру. Вы пишете о метро - значит как раз в таком большом городе Вы и жили. Никто не был застрахован ))
      Но это неважно, на самом деле. Что важно, то эти ваши печаль и сожаление, я их услышала.
      Ань, а как сейчас? Ведь сейчас все утряслось в Вашей жизни. Или все еще нечему радоваться? (знаю и таких людей)
      Появились ли сейчас у Вас знакомые и подруги, или все по-прежнему такое же чужое?
      Потому что в кризис может не хватить ресурса. А вот после кризиса многое зависит от нас самих. Хотя и не все, конечно.

      Удалить
    2. Знакомые появились. Подруги - нет.
      В общем то всё чужое.
      В соседнем блоге мне посоветовали переехать в другой город. Подумала и поняла, что морально могу сделать это. И это плохо. Ведь я прожила здесь столько лет! Должна была к чему то привязаться!
      Сказала об этом мужу. Он сказал , что его тоже ничего в этом городе не держит.
      Только работа. И меня тоже.
      Но само место , квартира, дом, двор, соседи, окружение - нет.
      А вообще , вы удивитесь, я очень большая оптимистка.
      Просто в блогах высказываю то, что глубоко во мне.

      Удалить
    3. Думаю, таки да, оптимистка. Иначе не прожить было бы.
      А переезжать мне пока нравится. Я за неполные 2 года уже в третьей квартире живу. Пока на ней, наверное, остановлюсь, если хозяева дуд шемеш наладят. А то дуд шемеш есть, солнца полно последние недели, а горячей воды нет, только теплая. И греть надо час, чтобы помыться - это я уже столько электричества нажгла, ужас. Если не починят - через год снова уеду.

      Удалить
    4. По поводу дуд шемеша... У нас недавно точно такая же проблема была. Вода еле теплая. Сказали хозяйке, она приводила специалиста, чинила. Так что... добивайтесь. Обязаны хозяева устранить неполадки.

      Удалить
    5. “не так как вы, Николай, с перестрелкой” - Аня, это умиляет. Подойдут к вам бандиты и спросят, надо ли вас грабить и калечить, или фиалку подарить?
      “не так” – это у вас в Израиле. Или в Швеции. А в Питере было именно так.

      Удалить
    6. Ирине :
      Это понятно, что обязаны. Проблема в том, что то, что я считаю ненормальным, им кажется обычным. Они же до меня сами жили в этой квартире и привыкли, что надо нагревать электричеством по 45 минут, чтобы 1 человек мог минут за 15-20 помыться (при этом вода заканчивается, как правило домываешься уже холодной). А я считаю это ненормальным, я привыкла, что вода нагревается минут за 15, и можно спокойно мыться.
      Вот это я пока не смогла им доказать))) Но постараюсь))

      Удалить
  11. Спасибо!!!Замечательный пост!

    Ира

    ОтветитьУдалить
  12. Татьяна, я не буду и не хочу выдавать какой-либо анализ или суждения по этому посту, потому что.. как мне кажется недоросла еще. Просто спасибо. Очень трогательно и тонко.
    Скажу лишь, что иногда задумываюсь какая я буду в 60,70) Наложит ли на меня отпечаток моя юность, взрослые годы...
    Я смотрю на бабушку своего парня... Ей 96 лет.У нее было 5 мужей). Один из них летчик, другой майор КГБ. Т.е. молодость и жизнь была бурная. И мне всегда интересно представить ее в молодсти)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ты молодец)
      Я об этом только лет в 40 задумалась.

      Удалить
  13. Нет, я люблю обстоятельность)) По этой причине не делаю себе татуировки) переживаю, что в 70 дрябловатенько будут смотреться))))

    ОтветитьУдалить
  14. Сильный пост, Татьяна, очень сильный! Даже комментировать нечего, просто перечитаю молча.

    ОтветитьУдалить
  15. Николай, прочитайте внимательно: я писала о моих друзьях, оставшихся ТАМ.
    Ни у кого из них не было встреч с криминалом. Они не бизнесмены.
    А на улице встретиться ? Так тоже не встречались. Никто. Ну, так случилось.
    И алкашами не стали, и квартиры не потеряли, и бомжевать не пошли, и дворниками не работали, и бандиты на них не наехали, и....
    А у меня много там было друзей и просто приятелей.
    А когда я написала одной своей приятельнице ТУДА , что была на концерте певца N, оказалось, что она его слушала еще три года назад .
    А когда я написала, что поехала в Прагу (аж , на 6 дней впервые за 20 лет!), оказалось, что приятельница объездила уже всю Европу.
    Я никак не могу выплатить хрущобу , выстроенную в 60-е годы., а друзья (не одна семья) построили дома, оставив квартиры детям. Я же оставлю только долги.
    Я понимаю , Николай, у вас перед глазами свои примеры . Ваши израильские друзья живут прекрасно. И общественный транспорт в субботу им не нужен. И соседи у них интеллигентные и даже здороваются.
    И дворы у них не загаженные.
    И отдыхают они каждый год.
    Только я никак не пойму, отчего вы считаете, что весь Израиль такой?
    Вам приятно думать, что всё таки существует рай?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. “Они не бизнесмены” – самый распространенный вид преступлений были квартирные кражи и ограбление стариков в подъездах. В день выдачи пенсии за ними шли от банка, в парадной били и отбирали деньги. Как вы понимаете, удар в таком возрасте часто смертелен. Так убили мать моего друга. И какое отношение это имеет к бизнесу?
      В конце концов не верите мне – читайте другие источники. Непонятные “друзья” которые тут процветали не аргумент. Тут много кто процветал, вода была и есть мутная. Но что не сталкивались с криминалом это откровенная ложь. Это как побывать в Израиле и не увидеть военных, такого не может быть.

      Рост уровня жизни это уже 2000е, а не 90е. Это рост цен на нефть в 10 раз. За время Вашей жизни в Израиле тут было несколько периодов, сильно разных. Обсуждать их в куче глупо.

      Аня, мне изрядно надоел этот разговор по кругу. Я уже отвечал, что вовсе не считаю Израиль раем. Что там уровень жизни немного ниже, чем в Западной Европе. Но обсуждаемые проблемы – не израильские, а общие во всех странах, это есть и в Швеции и в России. И с чего вы взяли, что, не преуспев в Израиле, преуспели бы в России или Германии?

      Там у себя вы получили относительно спокойную и обеспеченную жизнь – экономическую, не личную. Относительно России 90х. И у вас нет криминала. Вот и все, что я хотел сказать.
      PS. Аня, я перестал понимать Ваше “ТАМ”, которое для меня тут. Россия таки очень велика, жизнь в Кемерово, Москве и Владике сильно отличается.

      Удалить
  16. Николай, пишу уже не для того, чтобы что то доказывать.
    Пишу , чтобы информировать тех, кто интересуется здешней жизнью.
    В нашем районе было много квартирных краж. В нашем доме тоже.
    В прошлом году родители (им за 80) шли по центру города в выходной день.
    У мамы была сумка. Дешевая. Напали сзади. Выхватили сумку. С силой толкнули, и родители упали.
    Папа отделался синяками, маму еле вытащили с того света, но ходить самостоятельно она уже не может.
    В прошлом году было много таких нападений и на стариков, и на женщин.
    Об этом даже говорили по телевидению.
    Там, где произошло нападение, стоит камера наблюдения. Но никого не нашли.
    У вас в стране были разные периоды.
    А у нас один. Серый. Тоскливый. Нервный.
    Спокойная и обеспеченная экономическая жизнь? У меня её нет с первого дня приезда.
    Мы живем в долг. И долги эти за еду и коммуналку.
    Мы оказались здесь гастарбайтерами, хотя паспорта нам выдали сразу.
    Да, предположим наше образование здесь никому не понадобилось. Но понадобились наши руки. И мы выполняли квалифицированную работу. Но за это получали минимум. А на него нельзя было выжить.
    Ни тебе повышений, премий, пенсионных программ. Ничего. Частые увольнения только для того, чтобы прервать стаж. Ведь прерванный стаж помогал хозяину не платить отпускные .
    Болеть нельзя. Пропущенный по болезни день одновременно был первым днем увольнения.
    Увольняли без предупреждения. Человек стоял на остановке , ждал подвозку. Подъезжала машина, и человеку говорили, что он на работу не едет, уволен, и машина уезжала. А человек оставался на остановке в 6 утра.
    Кстати, подвозка делалась только оттого, что в пром.зону просто не ходил общественный транспорт.
    И очень удобно заставить людей работать 11-13 часов, ведь сам работник не может выбраться из пром зоны.
    Спокойная экономическая жизнь?
    Спасибо за то , что заставили улыбнуться.
    Одни звонки из банка чего стоят.
    Но самое страшное, это невозможность что то изменить.
    Вы, Николай, меня не поймете. Меня поймут лишь жители маленьких городков бывшего Союза. Потому что знают, что такое безработица и полная безнадега.
    Знают, что такое полное отсутствие перспектив, видели, как стареет население
    города, потому что нормальная молодежь уезжает в большой перспективный город.
    Если бы да кабы...
    История не знает сослагательного наклонения. Вы пишете, что я могла бы не преуспеть в России. Спорить не буду.
    Но даже если бы я жила бы так же, я бы жила среди родных стен и старых друзей.
    А вообще чтобы мне жить так , как здесь, я могла бы не лететь через море, достаточно было бы поменять свою квартиру на квартиру где нибудь в глубинке России. Еще бы доплатили.
    Ничего не доказываю. Просто рассказываю.
    Не думаю, что я одна такая. Ничего в мире не бывает в единственном экземпляре.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, мне нечего Вам ответить. Кроме того, что мне искренне жаль, что Ваша жизнь сложилась так, а не иначе.
      Николай прав из своего опыта, я из своего, Вы правы в своем опыте и нельзя это отрицать.

      Удалить
    2. Список стран по уровню умышленных убийств (на 100 тыс.):
      Германия -1
      Израиль - 2
      Финляндия - 2
      США - 4
      Россия - 10

      http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_уровню_умышленных_убийств

      Аня, если вы не понимаете, где Вы, и куда Вам надо – у Вас все дороги будут вести не туда.

      Удалить
  17. Я очень хорошо поняла, где я, сразу после приезда. И, исходя из этого , знала , куда мне надо.
    И я пожелала бы многим такого терпения и упорства, какие есть у меня.
    А пока дорога привела меня в этот блог , хозяйку которого хочется поблагодарить за предоставленную возможность делиться некоторой информацией с теми, кто не поверхностно мыслит, кто делает верные выводы , кто умеет слушать и слышать.

    ОтветитьУдалить
  18. Танечка, как давно я тебя не читала..) соскучилась. и как же ты чудесно всегда о себе пишешь - спокойно так, с улыбкой и в то же время очень трезво))

    ОтветитьУдалить