воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Картинка с натуры.

Сегодня наблюдала коротко очень впечатлившую меня картинку.
Шла домой с работы. На довольно узкой дороге уселся малыш лет 3-4 и истошно вопил. Ну отчаянно, капризно, во все горло.
Его мама несла довольно тяжелые пакеты - видно, из садика (было около половины пятого) они заходили в магазин.
Мама не торопясь составила пакеты в сторонку, в тень, на газон и повернулась к ребенку. И сказала ему: .אתה עייף, נעימוני.  и потом сделала шаг к ребенку и протянула обе руки, как бы помогая подняться: !בוא
Кстати, я такого не слышала слова раньше: "нэимони" - от נעים  - приятный, милый. Слова нет в ирисе, но нашла его в гугле - значит, расслышала верно. Вместе с окончанием получится "милый мой". Но это так, отступление для тех, кому интересен иврит.
И так, мама сказала "ты устал, мой милый. ...... пойдем"
Но как это она сказала!
Без тени раздражения орущим ребенком. Слова ласковые, но в интонациях - только спокойная уверенность. Мама констатировала факт - да, ты устал. И в голосе была убежденность, что ребенок встанет и пойдет. Без вопросов, без тени сомнения.  И в жесте - готовность помочь: протянутые руки. Скорее всего, она хотела отвести его на газончик, где оставила пакеты. Возможно напоить, возможно, просто дать отдохнуть в тени. Я не досмотрела картинку - торопилась на автобус.
Но вот этот спокойный уверенный тон...
Она не злилась, не раздражалась.
Она не кричала на ребенка, хотя вел от себя на взгляд нашего человека безобразно. Уселся посреди и без того узкой дорожки и вопил.
Она не стала его стыдить, типа "ты такой большой мальчик, разве можно так кричать"...
Она не стала воспитывать его: "и я устала, но я же иду..."
Она не стала утешать его "ах ты мое солнышко,  устала детка, но давай пойдем, скоро уже дом..." или того хлеще: "давай возьму на ручки"...
Она просто озвучила факт: ты устал. Спокойно, ровно, уверенным голосом и ласковыми словами. И очевидно (раз все вещи составила на газоне) давала ему возможность немного отдохнуть.
 (кстати, не думаю, что мама психолог, но поступила на удивление грамотно, как будто подробно изучала детскую психологию. Ребенок плачет, он не понимает, чего он хочет, отчего ему плохо, он просто отчаянно плачет. Всем своим поведением: словами, жестами, интонацией, мама объяснила ему, что ничего страшного, ты просто устал и в таком случае надо всего лишь немного отдохнуть. Ну, таково было это спокойное послание).
Вот такая картинка.

33 комментария:

  1. Я делала всегда так же.
    Иная картинка очень раздражает. Всегда думаю, мол, как же мама не понимает, как надо вести себя с ребенком.
    Одинаково плохи оба подхода : истеричный крик и сюсюканье.
    Только спокойный диалог и ничего больше.
    Как бы ни было в этот момент маме .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, любая мама это понимает, но как же сложно это осуществить... Особенно нам, воспитанным совсем другими мамами...

      Удалить
  2. Замечательно! А я бы начала стыдить (((((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Потому, что сама устыдилась, бы, да, Жень?
      Ну как же: твой ребенок и так невоспитанно себя ведет.
      Я бы скорее всего устыдилась. И если бы была в хорошем настроении и не очень уставшая, поторопилась бы ребенка утащить, даже взяв на руки.
      А если бы уставшая была - разозлилась бы, накричать могла бы.(это я все, конечно, о себе молодой сейчас)
      Ну, нас так растили. И мы так растили.
      Неважно, что психолог (правда к чести хочу сказать, что пошла в университет, уже имея четверых).
      Но сложно свернуть с колеи, очень сложно.

      Удалить
    2. Нет, Таня! Потому что у меня тяжелые пакеты - а он тут устроил истерику на пустом месте )).

      Удалить
    3. А я бы устыдилась, и дальше мое поведение было бы обусловлено стыдом, что я плохо воспитываю ребенка.
      Я думаю, сейчас, когда я уже больше знаю о детях, я вела бы себя спокойно. Но вот этот стыд - это такое глубокое, он все равно появился бы.

      Удалить
    4. Нет Таня, во мне вообще никогда этого не было - стыда за своего ребенка. Потому что для меня мои отношения с ребенком первичны, а как остальной мир его воспринимает - это уже вторично для меня. И если мой ребенок орет, я не буду думать, как это воспринимают окружающие, я испытываю некий эффект остранения...

      Удалить
    5. Жень, а разве я где-то написала о стыде за своего ребенка?
      Стыд за себя. Потому что "ай-яй-яй, девушка, как же вы так своего ребенка воспитываете, что же вы за мамаша, если ваш ребенок не научен вести себя на улице?"
      Я об этом. Причем тут ребенок? - вовсе ни при чем)))
      Это нас (во всяком случае, меня) учили делать все правильно и хорошо) И дитя воспитывать, значит, - тоже))

      Удалить
    6. Таня, я правда тебя не поняла. Но стыд за себя, что я плохо воспитываю - это вообще что-то для меня запредельное, если честно ))). Я просто даже представить не могу такую мысль в своей голове.....

      Удалить
    7. Вот чувство вины - да, бывает. Вины перед ребенком. А не стыд перед чужими людьми.

      Удалить
    8. Про вину перед ребенком, да вообще перед людьми, если сделали что-то не то и причинили вред- это понятно, это у каждого бывает.
      Но здорово, что тебе не бывает стыдно за результаты своего труда (а воспитание ребенка- это тоже твой труд).
      У меня бывает.
      И стыд, и гордость: в зависимости от того, каковы эти результаты))

      Удалить
    9. Я просто стараюсь не переживать из-за того, что уже невозможно изменить. Не всегда получается - но стараюсь, я же логик ).

      Удалить
  3. Я не мама еще), но маме во-первых медаль за терпение, во-вторых, может она все-таки читала книжки по детской психологии? Потому что так и нужно с детками. Ребенку нужно помочь в такой ситуации, он сам не справится... Да, наверное нужно много терпения, но и очень любить своего ребенка, чтобы не травмировать его психику, и помогать ему во всех сложных ситуациях.
    Мне очень понравилась эта история. А вот эта фраза " ну что ты как маленький", которую любят повторять взрослые. Как-будто это преступление.... быть маленьким.
    Не виню свою маму, она была молодая и дурная, но когда я ее доводила - ну она по крайней мере так считала (может суп не доедала до конца молочный или еще что...), она называла меня фашистка. Мне было лет 5, но я помню это до сих пор. Я не знала значения этого слова, но точно знала, что это что-то ужасное, раз я фашистка. Так что...нужно беречь психику своих деток.
    Больная для меня эта тема, признаться...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Медаль - это да.
      Хотя это израильская мама (кстати, я не акцентировала внимание, но одета она была как датишная. Хотя и с одним малышом шла, что непривычно). Ее саму растили, возможно, в спокойствии. И она так же растит своего малыша... И не стыдно ей, что дитя на дороге уселось, пройти никому не дает и вопит истошно. И времени да, не жаль дать отдохнуть ему.
      А тема да, больная, для меня тоже сложная.
      Наверное поэтому я и обратила внимание на эту картинку.

      Удалить
    2. Задним числом мне сейчас стыдно за пару моментов.
      Сыновья не помнят, я помню. Стыдно.

      Удалить
    3. Вы знаете, у меня тоже есть история, за которую мне до сих пор стыдно.
      Как-то разговаривада с выросшей уже дочерью, она не помнит. Помнит что-то совсем другое, что уже и я забыла…

      Удалить
  4. Хотя иногда просто поражаешься безграмотности родителей... Еще в России ходили с сыном на УЗИ сердца. Очередь долгая, скучно. Рядом с нами сидела мамаша с ребенком лет 5-6. Никаких занятий ему взять не догадалась. Ребенку было скучно, тем более, он такой живой - все время порывался погулять по коридору. Как она на него орала!! "Сядь спокойно!!!" - типа руки по швам... Ну как может маленький человечек часами сидеть спокойно??

    ОтветитьУдалить
  5. Не может! Спокойно долго не может.
    Я не стыжусь никаких моментов во взаимоотношении с ребенком.
    Помню, пришла как то с работы. Устала страшно. В 5 вставала, час с пересадкой езды, 10 часов очень тяжелой работы , потом домой. Жара страшная. А у нас нельзя было ничего разогреть, бутерброд и всё. И вот я стою на кухне, голодная, усталая, а сыну 5 лет, он просто ждет, когда я ему еду приготовлю.
    И я понимаю, что для него я должна быть весела, остроумна. Всегда ему должно быть со мной легко. И никогда я от этого правила не отступила.
    Как бы горько мне в жизни ни было.
    И это оказалось очень легко .
    Просто я раз и навсегда сказала себе, что есть человек, который не виноват ни в чем, а наоборот , принес в мою жизнь только радость. И от меня он получать огорчение не может. Зачем же я тогда принесла его в этот мир?
    И вообще это так просто ставить себя на место ребенка. Чувствовать то же, что он.
    Мне некоторые говорят, мол, с генетикой не поспоришь, может быть трудно.
    А я верю в диалог. Только всегда. Каждую минуту.

    ОтветитьУдалить
  6. Даа, я и видела таких многих детишек, и сама такая в детстве была ("тыкала" незнакомым в 5 лет, в поездах с ручек кресел свешивалась...))) Что ж, скучно, надо развлекаться))))) А мой сын с малолетства как маленький взрослый, нигде не заорал, в гостях ничего не тронул из вещей без разрешения. Никогда! Мы с мужем удивлялись. Только один раз в полтора года он бросился на дорогу, его привлек большой сугроб, а тут машина как раз ехала. Я просто молча взяла его за шиворот и парочку раз мордахой в снег макнула. На мне все тряслось от ужаса. Больше такого не повторилось. Ну еще разочек было - после гостей (насмотрелся на их деток) сынок попробовал было поваляться на полу дома, приготовляясь кричать... Я просто переступила через него и вышла из комнаты - я думаю, так каждый родитель поступает))))) А за себя - да, теперь стыдно, я такие истерики маме устраивала в магазинах, клянча игрушки... Мама моя, бедная, никогда меня не стыдила, а примерно так же говорила, как в вашем, Татьяна, рассказе. Я бы, наверно, убила уже!)))) эмоциональна очень (Виктория, Харьков)

    ОтветитьУдалить
  7. И мне было бы стыдно. Повезло , что дочка никогда не делала истерик .
    И конкретный случай .
    Это было накануне дня рождения дочки . По моему , ей тогда должно было исполнится или 4, или 5 лет. Пообещала я ей, что пойдем в магазин игрушек , чтобы выбрала она себе что захочет. Ой , как потом мне было стыдно , ляпнула я это, не подумав. Дочка выбрала большого плюшевого медведя , а я посмотрев на цену , поняла, что купить его не смогу . Но как объяснить ребенку, как забрать свои слова обратно ? Я готова была провалиться куда-нибудь, но на меня доверчиво смотрели глаза дочки. И надо было срочно принимать решение. Мой взгляд упал на другую мягкую игрушку - зайчика в красивом розовом передничке.
    - Доченька , ты слышишь?
    -Что, мама?
    -Кто-то плачет в магазине , может быть вот этот красивый заяц в передничке . Никто не хочет его покупать и ему грустно.
    - Мама, это девочка -заяц,она ведь в платьице. А мишка ?
    - Мишке совсем не грустно , он смеется .
    Купили мы тогда этого зайца, и назвали его Зая. Дочка очень любила свою игрушку, спала с ней, я придумывала ей сказки про Заю. А историю , как Зая плакала в магазине знали все наши знакомые.
    А почему вспомнила сейчас? Перебирали мы с дочкой в шкафу недавно и нашли Заю. Привезли с собой сюда.
    - Помнишь, дочка .
    - Помню , мама , я хотела мишку, но Зая плакала.

    Первый раз за все время дочка призналась , что все- таки хотела мишку.
    А я то по наивности думала, какая я молодец. Стыдно, конечно.


    И я , Татьяна, заметила, что в религиозных семьях женщины гораздо спокойнее. Может потому, что не работают ? Не знаю, а может и правда воспитаны по другом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, у меня была похожая история, но с более благополучным исходом.
      Я повела дочурку в день рождения в магазин и так же точно предложила выбрать, что угодно. ей 3 годика исполнялось.
      А она выбрала игрушечный пластмассовый автомат, копейки он стоил. Я ее кругом обвела, еще раз - может еще что выберет. Нет, вцепилась в этот автомат... Видимо, так ей мальчиковых игрушек не покупали, (в то время мальчиков в семье еще не родилось), вот и выбрала...
      Я, помню, в глубине души радовалась, т.к. только предложив выбирать поняла, насколько рискую..

      Удалить
    2. Женя, по статистике обычно не работают религиозные мужчины (хотя исключений тоже полно - у нас вон подъезд 8-этажного дома религиозный дядька моет). А религиозные женщины в большинстве своем работают - не знаю, как это им удается при таком количестве детей....

      Удалить
    3. Да, у бабушке, которую я метапелила прошлым летом, внук религиозный. Он учится (довольно взрослый уже парень), а жена работает в хинух - меюхедет, в школе для детей с нарушением психики.

      Удалить
  8. Воспитание, менталитет другой? Может быть.
    Пыталась вспомнить своих знакомых работающих религиозных женщин - единицы , совсем немного. И возраст у них уже немолодой. Это я про своих знакомых.
    С воспитанием деток в Израиле знакома не понаслышке. Я проработала год в кибуцных яслях. Об этом я еще хочу написать в продолжении своих рассказов. Очень интересный период моей жизни.

    ОтветитьУдалить
  9. А вот моя соседка сверху, увы, далеко не такая терпеливая. Когда они с двумя девочками (приблизительно 2 и 6 лет) поднимаются -спускаются в подъезде, слышит весь дом их "веселую" семейку. Ор стоит, аж крышу сносит.
    Правда, надо сказать, она одна такая на весь дом)) Остальные мамочки с совсем новорожденными малышами не слышны - не видны ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у меня такая соседка живет не сверху а напротив. Дети орут, но то как орет она - это непередаваемо. Понятно в кого детки пошли. Она еще любит открыть дверь квартиры нараспашку и они орут все втроем. Я сначала пыталась просить закрыть дверь, так как квартиры рядом, и ощущение, что это у тебя в холе орут.
      А теперь они орут там у себя, а я просто выхожу и закрываю их дверь)))). Они даже не замечают))))))

      Удалить
    2. Ох, такие соседи - не дай Бог...
      Это ж помимо того, что неприятно и шум мешает, так и детей жалко (((

      Удалить
    3. А дети - истерики. Хорошие детки. Один раз они только молчали - это когда уже в свою очередь орала я на весь дом, ругаясь с соседкой снизу из-за стоянки. Все пост никак не напишу.
      Я так орала, что детки, и особенно девочка 4 годика выбежала на площадку и смотрела на меня молча с огромным интересом и уважением))) она не знала, что есть еще кто-то кто умеет так же громко кричать)))))
      После этого больше никто наше место на стоянке не занимает.....)

      Удалить
  10. А у нас в подъезде никто не орет.
    Опять стояли огромные пакеты с заплесневелым хлебом. Но как всегда тихо. Да и в соседних домах тоже. И так уже много лет.
    У нас тут нет детей. Только у эритрейцев, которые что то варят с характерным запахом на весь подъезд. Они живут напротив меня. У нас с ними общая стена салона. Но ребенка их я практически никогда не слышала. А девочке уже года полтора.
    Да и родителей не слышу.

    ОтветитьУдалить