четверг, 22 мая 2014 г.

Учителя наши, учителя...

У меня в школе пять учителей по естествознанию.
Двое учат детей почти без опытов. И опыты если и показывают, то чаще показывают самостоятельно. Так что о их деятельности я знаю маловато. Одна из этих учительниц, правда, испугалась слишком бурной реакции цинка с водородом, я рассказывала об этом эпизоде.
Но если они и не знают толком практики, то, как мне кажется, теоретическую часть знают неплохо. Ну, я сужу по разговорам на еженедельных совещаниях бригады.
В общем, с ними я сталкиваюсь мало и об уровне их профессиональной подготовки судить не могу. Одна из них - с совершенно обаятельной улыбкой. Дети ее любят. Правда, и закричать на них может запросто, но уж если улыбнется... И чувство юмора у нее тоже присутствует. Она мне нравится. Дети у нее на уроке с компьютерами, она им все время какие-то задания из интернета дает, вместо опытов. Ну, ничего. Наверное, и так можно.
Есть еще трое учителей. Новеньких. Одна работает в школе всего второй год, и двое пришли в начале этого года.
Паренек, делающий докторантуру - совершенно изумительный. С ним повезло и школе, и детям.
Мало того, что он единственный из пятерых знает химию, может нормально написать и уравнять химическую реакцию (видите, как снизились у меня требования к учителям! Пишет реакции- уже молодец, другие и элементов-то не знают. Но паренек и правда хороший. Кстати, рассказывает, что у него был русский учитель в его школе)
Учитель этот проводит много лабораторных для всего класса, просто опытов - показов. Всегда приходит в лабораторию после уроков, проверяет опыт... В общем, ответственный и грамотный.
Еще одна девушка - вечно сонная, вечно усталая (у нее двое мелких деток дома), на детей только ругается. Дети у нее на уроках ведут себя отвратительно, как правило. Химии она не знает, но в общем, и не скрывает этого. Советовалась с учителями, что такое ионная и ковалентная химическая связь. Но хоть честно говорит, что не знает. И спрашивает. Учителя сидят с ней, растолковывают. Особенно этот паренек. У учительницы этой вторая степень по биологии, она 13 лет преподавала биологию в старшей школе. Ну, в общем-то и у меня вторая степень по биологии. Но связь химическую я и после 20 лет работы психологом расскажу... Ну, да ладно. Биологию зато вроде бы знает. А химию хоть учить пытается.
Есть еще одна, та, что работает второй год. Она в принципе работает в школе второй год. Не только в нашей - вообще. Раньше она преподавала в михлале (колледже) "сельское хозяйство", а потом прошла какой-то курс переподготовки для преподавания в школе и перешла работать в школу. Надоели ей колледж и сельское хозяйство.
Я уж не знаю, что там конкретно такого сельхохозяйственного она преподавала. Но первая степень есть у нее.
Из моего опыта: у нас были ребята на биолого - почвенном факультете. Их химией кормили не меньше нашего. И физикой, и математикой. На первых курсах у нас в основном была сходная программа.
А если ты агроном после техникума? Все равно химия.
Но эта барышня не знает ничего. Ни биологии, ни химии, ни физики.
Она спрашивает меня, для чего нужен реостат, что с ним можно провести, какой показ...(увидела реостаты в коробке - заинтересовалась. Впервые видит. Преподает физику - тему электричества весь год восьмиклашки учат)
Она не  то, что не может написать уравнение химической реакции - она в принципе формулы не пишет. Это она спросила меня, что за газ выделяется при реакции натрия с водой...
Ну, и посмейтесь. Это перл... Можно как анекдот рассказывать.
Начиная с февраля у детей закончилась химия, и началась усиленная биология.
Дети проходят клетку. Параллельно в других классах строение цветка, что-то еще. И третья параллель занимается наследственностью и генетикой - это старшие у нас.
Так вот эта дама.
Сначала она потрошила с детьми герберу. Смотрела в микроскоп семяпочки - так положено по ходу работы. Но ей захотелось и лепестки в микроскоп посмотреть. Клетки надеялась увидеть. Без окрашивания. Спрашивает меня: что такое? Почему микроскоп не работает? Почему все черное?
Ну, объяснила я ей, что слишком толстый лепесток. Удивилась безмерно - неужели она сама не понимает? Ладно. Она передает детям - да, толстый лепесток, нельзя посмотреть...
Дальше - хуже. Приходит ко мне на прошлой неделе и спрашивает: есть у нас в лаборатории агар - агар?
Есть, говорю.
Принеси мне агар - агар вместе с микроскопом, мы будем бактерий смотреть....
Вы как, мои читатели? Живы еще? Не усмеялись до смерти?
Я обалдела, если честно. Но спокойно так ей объясняю, что агар - агар в лаборатории - это сухой порошок, его еще приготовить надо, сварить...
Хорошо, - отвечает, -  у меня сдвоенный урок, успеешь приготовить к следующему?
Ладно, говорю, что ж не приготовить.
Сварила агар  - агар. Не стала ее спрашивать, как она собирается детям бактерии показывать, просто захожу на урок. Показываю детям раствор, объясняю, что раствор сейчас стерильный. Дети спросили - почему. Сказала, что я его кипятила 15 минут, что бактерии в нем погибли. Что они погибают про кипячении. Но что вообще агар - агар - это хорошая пища (я на простом языке могу пока только говорить, так что слов "питательная среда" в моем лексиконе пока не прижилось) для бактерий и грибков типа плесени. Дети спрашивают - что за вещество такое? Моя сельхохозяйственная дама говорит им, что это крахмал такой. Дети удивляются - из картошки?
Ну, тут я вмешалась. Я думала. она объяснит. Ну, не знаю я водоросль на иврите. Но когда услышала про крахмал и про картошку.... Пришлось рисовать. Нарисовала на доске волны, говорю - это вода, море. Дальше рисую водоросли и говорю, что вот это растение, что растет внутри воды, в море, например... Ну, дети мне и слово сразу подсказали (правда, оно у меня уже из головы улетучилось), и спросили, а как будет по-русски...
Ну, вот так мы мило беседуем, я тем временем разлила раствор по чашечкам петри. Одну оставила открытой, сказала детям, что в конце урока закрою и заберу. На вторую сделала мазок слизистой (предлагала палочку детям, но они когда поняли, что надо, засмущались, ну я сделала собственный мазок).
И эта дура мне: а бактерии давай смотреть?
Блин...
Они хотела сразу чашку петри сунуть в микроскоп!!!!! Только что засеянную!
Вы там в порядке? А то я чуть под стол не свалилась. Ну, ладно, Вы, читающие мой блог, можете не знать этого. Но пока я училась, у нас была микробиология. Мы эти посевы делали, и воды, и воздуха, и мало ли чего еще. Растили колонии в термостатах. Делали мазки, окрашивали. Ну я до сих пор помню, как со средами работают и клетку бактериальную смотрят. А эта сельхоз дама? Откуда-то она про агар - агар слышала все же. А дальше?
Говорю ей, что никак. Что должны вырасти колонии. (специально перед тем, как к детям пришла, посмотрела слово "колонии" в словаре. Оказывается, слово однокоренное с сельхохозяйственным поселением "мошава". Что поселок на иврите, что колония бактерий в чашечке - одно и то же). Что растут эти колонии долго. Пока не вырастут - ничего увидеть нельзя. Что чашку петри невозможно со слоем агар - агара сунуть в микроскоп, не видно ничего будет.
Она спрашивает: когда будем смотреть? Завтра? Послезавтра?
Ну, говорю,завтра - послезавтра вряд ли, но через неделю что-нибудь увидим.
Термостата у меня, правда, нет. Но в общем погода стоит жаркая, надеялась, что-то да вырастет.
Через неделю выросло великолепно!!!! В чашечке с воздуха 3 колонии. Скорее все же плесневого грибка, не бактерий. Но все равно смотрится красиво. 3 больших красивых круга.
А в чашечке с мазком слизистой - крошечные звездочки прямо по ходу мазка, в рядочек, как я палочкой провела, так и выросли. За неделю рост очень небольшой, но видно.
Она детям говорит: о! Это патогенные бактерии во рту!
Блин, дура. Я не стала ей лекцию читать о микрофлоре слизистой, об условно патогенных и прочем. Хочет детей пугать - ради Бога. Но малость разозлилась. Ну, я злилась на нее все последние недели, начиная с попытки отыскать клетки в необработанном лепестке цветка...
А она мне - давай поместим бактерии на стекло (что через агар - агар смотреть нельзя - это вроде усвоила хоть)... Ну... Блин... Она что, не знает, сколько возни будет с этим мазком? Его надо фиксировать, красить, промывать... Не факт, что после всей возни школьные слабенькие микроскопы возьмут бактериальную клетку...
Отказала я ей в этом удовольствии. Не стала разъяснять, что долго мазок готовить, просто сказала, что микроскоп слабый, клетка мала.
Хорошо. Идем дальше.
Сегодня.
Увидела учительша, что паренек проводит с детьми лабораторную - готовили препараты клеток кожицы лука. И соскоб слизистой щеки - клетка эпителия.
Что ж. И ей хочется.
Она ко мне за микроскопами. Но все микроскопы я отдала пареньку для работы, да и сама занята на лабораторной. На каждую парту дать отказалась, дала ей 3 микроскопа. Отрезал мальчик ей лук, поделился Она еще у меня попросила палочку - сделать мазок эпителия слизистой щеки.
Мне жалко? Все дала. Но...
Не стала я ей помогать. Занята я на лабораторной. Пусть сама мазки делает и препарат кожицы лука. Вот тебе краситель, вот стекла - вперед.
Что я обнаружила после урока, вернувшись в лабораторию?
Эта сельхоз учительница выложила на стекло толстенный кусок лука, через который не проходит свет. Там все черным - черно. Ну, не видно ничего в микроскоп. второй кусочек, правда, сделала нормально и покрасила даже.
Слизистая у нее тоже не получилась. Зачем-то перекрасила еще и палочку метиленовым синим. На стекло, наверное, полфлакона вылила. Палочкой размешивала, что ли? Все стекло фиолетовое, а клеток-то и нет. Так и бросила стекло в лаборатории на столе. А детям для показа взяла из шкафа готовые фабричные препараты растительной и животной клетки...
Да....
Весело? Я что-то злая такая... Хотя мне-то что за дело. Никакого мне дела нет. Учила ее весь год всем опытам. Но теперь не хочу ее учить. Пусть сама, сама...
Уж лучше те двое учителей, о которых я рассказала в начале темы. Они вообще клетку никому не показывали. Не давали  запрос на микроскопы и оборудование. Ну, нет так нет.
Ну, и дама, 13 лет преподававшая биологию, порадовала. Хотя бы в микроскопах и приготовлении препаратов разбирается. Ладно, химию с физикой не знает - ну, хоть биологию.
Вот так и учим деток. Общими усилиями :)
Интересно, это беда только Израиля, что в средней школе могут преподавать такие неучи? ( в старшей вроде бы можно только со 2 степенью, и, как говорят, там учителя все же грамотные).
Или это мое неправильное представление, что учитель должен знать намного больше той программы, что он преподает? А может оно и так ничего? Ведь учатся как-то в Израиле дети, и школу они любят. А уже в старшей школе им приходится работать и работать, отрабатывая все расслабление предыдущих 9 лет...

66 комментариев:

  1. В шоке. Здесь таких учителей точно не наблюдала. Встречаемся часто на всяких учебах, курсах, аттестациях, постоянно какие-то тесты на проф. пригодность пишем, да и ЕГЭ расслабляться не дает.
    Такой бред от учеников можно услышать. Не все учителя могут, а иногда и хотят научить - это да.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот, точное слово нашли. Действительно, бред.
      Утешает паренек - докторант. Молодец просто)
      И того из 5 учителей один просто отличный, двое с опытом и хотя бы программу знают, в общем, ничего. И две совершенно никчемных.

      Удалить
  2. Татьяна , грустно. Вспомнила про свои курсы в колледже.
    Курс наш назывался -" Контрольно-измерительные приборы и промышленное электричество" . Один из обязательных предметов - электричество . Группа собралась сильная- и израильтяне ,и русские . Перед самой учебой прошли подготовительный курс, затем экзамены , слабых отсеяли. Преподаватели у нас были тоже очень хорошие, как раз кроме одной , которая преподавала основной предмет электричество. Молодая женщина, замдекана , первая степень, израильтянка , преподаватель в солидном учреждении - Технологическом колледже. А вот знаний у нее было " ноль по фазе ". Свой первый урок она начала со слов, что электричество добывают из розетки. Не могла объяснить ни одну тему, перевод единиц для нее был вообще темным лесом. Мы всей группой забеспокоились, ибо поняли, что экзамен с такой училкой точно не сдадим. Написали мы письмо от всей группы в Министерство образования, наш классный руководитель поддержал нас, хотя и переживал он сильно . Следуя преподавательской этике, не должен был он идти против другого педагога. Нам назначили комиссию . В классе несколько уроков сидел проверяющий, наши тетради тщательно проверяли . Переживали , но не сдавались. И мы победили . Нам дали другого педагога . Наша из русских . Разницу почувствовали сразу. Так как экзамен был очень сложный, а времени упущено предостаточно , нам с разрешения Министерства образования увеличили курс на два месяца. Экзамен сдали успешно.
    Деток жалко . Какие же знания можно приобрести с такими педагогами ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А та Ваша учительница из колледжа наверное тоже в школу среднюю пошла потом: тут главное дисциплину держать, и чтобы дети не скучали. А учить, как я поняла, - дело десятое. По крайней мере первые 9 классов.

      Удалить
    2. Да... жуть жуткая... И это ты мне только пол истории рассказала..
      Вот правда, пока я в своих тихонах совсем бездарей не встречала.. Есть сильнее, есть слабее, но с оборудованием все умеют работать)))

      Удалить
    3. Ага, занесло меня в среднюю школу. И это же считается сильная школа, я смотрела рейтинг.
      Но в общем из 5 учителей 3 все же вполне могут учить. Это только 2 - такое чудо.

      Удалить
  3. Ну, обычная история. К сожалению; конечно.
    Когда сын учился в школе ,после месяца обучения физике нам, родителям, стали давать телефон репетитора. Классы сильные, а физику никто не понимает.
    А я видела эти лекции. Это никто не поймет.
    Я уверена , что материал можно полностью усвоить на уроке в сочетании с дом.заданием. Но при наличии учителя в классе. А если он только присутствует и не учит?
    Телефон репетитора я не взяла. Я его сама заменила. Да и по математике тоже.
    И так как я в то время работала наблюдателем в школах, то заметила , что в старших классах практически нет русских. У нас бедняков много, много русских матерей-одиночек, разве можно потянуть репетиторов?
    В прошлом посте Тезка писала, что образование в Израиле ценится. Мне оно для моего ребенка пригодилось. Смогла объяснять материал.
    Но это еще хорошо, что он и так хорошо учился .
    А химию ему вообще не дали. Сказали : либо химия или компьютер.
    Самое интересное, что в колледже (михляле) это продолжается. Есть абсолютно неграмотные преподаватели.
    Ничего не знают. Да и репетиторов найти стоящих тяжело. Приходит студент к такому, а тот долго не может решить задачу. А время оплаченное идет. А потом просит студента, мол, ты в следующий раз заранее присылай задачу, чтобы я её решил.
    К такому ходить нельзя.
    Кстати, я не учитель . Но если что то знаешь, то помнишь. И объяснить можешь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, наверное, образование - больная точка в любой стране. И Израиль не исключение.
      И ведь вроде бы учителя неплохо получают сейчас. Но в школу идут недоучки, как жаль.
      Хотя... У нас выходит из отпуска годового другая учительница, и эту сельхохозяйственную увольняют. Не тех двух, что пришли после нее (паренек и биологичка, тоже не сильно грамотная, но со 2 степенью), а ее, поэтому она очень огорчена. Но она уже нашла себе место в школе Петах Тиквы, дала уже там пробный урок. Ну, что, Держись, Петах Тиква! :)

      Удалить
    2. В нашем северном тихоне большинство преподавателей точных наук - русскоязычные. Но они постепенно уходят на пенсию, кто придет им на смену.. ох.

      Удалить
  4. В тихоне, где учился мой старший, были достаточно приличные учителя. Химию преподавала русская училка, настолько хорошо преподавала, что сын ходил на ее уроки с большим удовольствием. И багрут на 5 ехидот сделал играючи. А вот с преподавателем компьютеров у нас не заладилось. Мне он говорил, что у ребенка нет никаких предпосылок к этому делу. Моему удивлению не было .... Не знаю даже чего... Я за год до этого сделала на работе программу (аксес), на которой до сих пор работает моя старая фирма, а сын сидел рядом со мной и давал советы. И вот учитель говорит, что работа моего сына не может быть оценена положительно.....в общем, этот учитель до сих пор работает в школе, а сын получает зарплату.... Очень много, тому дядьке и не снилось.
    Мне странно, как эти люди проходят аттестацию (если она есть)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не знаю насчет аттестации, есть ли. Пока ничего не слышала такого.
      Но видимо требования к образованию слишком низкие, что ли? В России я, например, не имела бы право преподавать физику, хотя на биофаке у нас была физика аж 2 года и наверное это немного больше, чем проходят в школе. Но недостаточно для преподавания, как считалось.
      А тут в средней школе один учитель преподает все: биологию, химию, физику... Естественно, он обучен "всему понемногу".
      Я так понимаю, где еще сохранились "русские учителя", это здорово. В старшей школе тоже ничего - там требования не ниже 2 степени иметь. И там если ведешь биологию - то только биологию
      А вот средняя в загоне. Требования к образованию учителя минимальные, получается.

      Удалить
    2. У нас в тихоне физику и математику ведет один и тот же учитель.

      Удалить
    3. Это как раз пожалуйста.
      В России и университеты давали такие дипломы, и пединституты.
      Например у меня в университетском дипломе написано: Биолог. Преподаватель биологии и химии.
      Т.е. по специальности я биолог, но если пойду не в НИИ, и преподавать, то преподавать могу эти 2 предмета. Но физику вот не могу.
      А пединституты сразу и принимали на специальности: биология и химия, биология и география, и тп... Т.е. диплом учителю давался по 2 предметам.
      Но никак не по трем.
      Возможно, в Израиле дают педагогам ораа и по трем предметам. Но какой при этом качество - я уже насмотрелась. .к. первая степень (типа колледжа), да еще сразу по трем предметам....
      Когда моей дочери в физико - математической гимназии, где упор был на физику и математику, есс-но, добавили немецкий + к английскому, а и английского в неделе часов было немного и дети язык не знали, то я посмеялась: "ну, вот... Наши дети раньше не знали одного языка, а теперь будут не знать 2 языка"...
      Так и тут. Добавлять-то можно. А вот что на выходе....

      Удалить
    4. Кстати, да. Сейчас в некоторых педвузах ввели специальность "естествознание". Практику у меня такая студентка проходила.
      Не знаю, что там с физикой, но гидролиз путала с электролизом, степень окисления с валентностью, таблицу ген. кода, казалось, видела в первый раз. Одно радовало, что не собиралась работать по профессии.

      Удалить
  5. А вы матушку_Россию вспомните. Скажу честно, что я сама не помню ни одного хорошего учителя, кроме первого, а я в трех школах училась. И ни то что ни одного, а большую часть вообще к школе на километры подпускать нельзя было, они и не знали ничего и еще так нервы ученикам своим хамством портили.. Помню, как кричала геграфичка:"Баранов, ты баран???".
    Сын старший отучился в начальной рядом с домом, носил одни пятерки. Я поняла - что-то не так) Стала проверять - ужас, знаний нет. С трудом перевела во французскую гимназию. Там повезло - попалась замечательная учительница по русскому и классная по математике. остальные тоже полный мрак. В последние классы все равно пришлось брать репетиторов по математике и физике - поступал в Политех. Поступил и выбрал... английский! Это после французской школы! Теперь голову ломаю, куда маленького. мучить не хочется - возить далеко, а в дворовую школу тревожно(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага. Проблемы разные только. В России мне часто встречались учителя грамотные (все равно предмет свой знают, такого, как я уже в Израиле насмотрелась, быть просто не может), но детей и свою работу не очень любящие А тут вроде работу как раз любят, и детей, но неграмотны.
      Вот и не поймешь, что лучше? Наверное все же, чтобы детей любили.

      Удалить
    2. Мой сын приехал в Израиль в 14 лет, пошел в 8-й класс. Года 2-3 ему сильно помогала база, полученная в российской школе (я имею в виду точные науки, прежде всего математику). Вообще, мне показалось, что израильская программа составлена не очень разумно. Вначале долгая раскачка - 6 лет начальной школы это просто ужас! - зато последние 3 года неадекватно тяжелы после предыдущей расслабухи. На математике 5 единиц, скажем, в 11 классе вовсю проходлят интегралы (я изучала аналогичный материал на 1-м курсе технического вуза). Понятно, что детям трудно перестроиться, да и время упущено. Жалко детей (((.
      Что учителя в массе своей относятся к детям доброжелательно - это приятно. конечно. Но сейчас речь не о том.

      Удалить
    3. Тезка, я не согласна с вами по поводу российских учителей. Может, сейчас уже многое изменилось, но когда училась я, то знания нам давались очень и очень основательные. И по русскому языку, и по точным предметам, и по химии, которую я ненавидела всей душой, но сдала на пятерку, потому что заставляли учить, учили сами и уж, конечно, проверяли домашнее задание. То, что эти женщины (в основном это были женщины) не были педагогами, это что-то другое. Учить детей и воспитывать - это разные вещи.

      Удалить
    4. Кстати, Мариш, ты сдала на 5 химию, потому, что "заставляли учить". Но ведь были и те, что сдали на 3, хотя их тоже заставляли…
      И сейчас, по прошествии стольких лет: все ли предметы одинаково пригодились?
      Лично я,если бы сдавала историю, географию, черчение не на 4-5, а на 3, думаю, в моей жизни мало бы что изменилось…

      Удалить
    5. Ну....когда-то я худела по методу доктора Аткинса ( расщепление жиров с помощью белковой диеты). Основные понятия по химии мне пригодились хотя бы для того, чтобы понимать процесс. Еще такой пример: на первой квартире раковина была старая, лет 40 ей было. Подружка моя, имея такую же проблему, поливала эту раковину экономикой и сокрушалась, что никак отмыть не может. Я ей показала хомер, который снимает налет от кальция, и раковина такая старая засияла. Ну вот как кастрюлю для варки яиц не отмоешь хлоркой...
      Я думаю, что детский ум нужно нагружать с малолетства - учить стихи, тренировать память, развивать логику. Никакой статистики, само собой, я под рукой не имею, но не думаю, что детей, способных усваивать новый материал быстро и хорошо, очень мало. Мало таких, чьи родители обращают внимание на то, что дети учат и помогают им.

      Удалить
  6. Согласна с Пампушкой. Учителя были и у нас сильные. А сейчас, разумеется, не знаю.
    Но были те, кто при этом детей не любил.
    А здесь вроде бы и детей любят, но у очень многих знаний нет вообще никаких.
    Их бы в дет.сад -цены бы им там не было!
    И согласна с jean: абсолютно неверно составлена программа.
    А с вами, Татьяна, даже и не знаю, соглашаться ли по поводу, что лучше :любовь к детям или наличие знаний.
    Любовь, конечно, дело хорошее, но тогда к ней придется приложить неслабую сумму на репетиторов. Да и не репетиторы это вовсе, а заменители учителей. Второй состав, так сказать. Его еще найти нужно!
    А то ведь днем эти люди в школе, а вечерами они же репетиторы. Вот на таких бы не нарваться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, заменители учителей вряд ли понадобятся, если родители следят за тем, как выполняется домашнее задание, что проходит ребенок и что он недопонял.
      Все же если родителям важно образование - скорее всего они и сами образованы и могут помочь ребенку.
      А к поступлению все же нужны репетиторы. Так они в любой стране нужны.

      Удалить
    2. С такими учителями , которые добывают ток из розеток , заменители точно понадобятся. Домашних заданий в младших классах дочке никогда не задавали. Я при встрече с учителями спрашивала, почему ничего не задают. Так разве можно утруждать и мучить детей уроками дома? Пару лет, что мы прожили в кибуце , наша дочь по математике учила дроби и только дроби, и опять дроби. Подозреваю, что уровень учителя математики на этом заканчивался. Когда переехали в город , пришлось срочно нанимать репетитора по математике, английскому языку. Я согласна с Аней . Любовь к детям должна сочетаться и с вкладыванием знаний. Своих учителей помню и ценю до сих пор . А сейчас не знаю, как обстоять дела там.

      Удалить
    3. Да, но я же из 2 зол старалась выбрать меньшее)))
      Кто бы спорил, хорошо, когда учитель знает свой предмет, умеет его преподать и привить любовь к предмету детям. Да еще и детей при этом детей любит (а без этого любовь к предмету не привить).
      Но... Если учитель не очень знает свой предмет, но все же увлечен своей работой, любит детей, дружен с ними (как наша сельхохозяйственная учительница), то тут можно дело поправить и взять репетитора или самому позаниматься с ребенком.
      А вот если учитель зол, не любит свою работу, хотя и отлично знает предмет - эту беду не поправить, разве что сменить школу и учителя (что я и проделала однажды, переведя дочь во 2 классе в другую школу, к неопытной учительнице, работающей всего второй год, но зато очень любящей деток - мы были довольны ею до конца началки).
      Не знаю ничего хуже, как выработать у ребенка страх или нелюбовь к школе и к занятиям.

      Удалить
    4. Поэтому мне и нравится израильский подход, когда первые годы упор делается не на образование, а на воспитание, и где дети любят школу. Это важнее. Конечно, денег родительских, затраченных на репетиторов, может и жаль, но это не самое страшное - репетиторы )))

      Удалить
  7. Таня, ну тоже не соглашусь. Младший мой здесь начал учиться в школе, с первого класса. Заходила к ним на урок - учительница сидит на столе, курит, дети прыгают, из уроков только раскраски картинок...это не воспитание, а так, времяпровождение. А вот в тихоне на входе стоял директор и не пускал в школу детей в шлепанцах, только чтоы в закрытой обуви. Спрашивается, если в начальных классах можно стоять на голове, то откуда в старших классах возьмется элементарное приличие - уступить место женщине, открыть перед ней дверь.. Ведь все мы "родом из детства".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ужас какой... Сейчас запрещено курить и в школе, и даже рядом со школой. Не видела ни одного курящего учителя.
      Но, конечно, не в этом дело. Чем - чем, а дисциплиной на уроках у нас в школе занимаются. Насчет началки не знаю.

      Удалить
  8. Татьяна, если бы ваши дети тут ходили в школу, вы бы присоединились бы к нашему мнению :мнению Пампушки, Jekи и
    моему. Вы же знаете, какие мы разные, но здесь мы выступили единым фронтом.
    Я тоже за любовь к детям, но ....а далее не буду повторять комментарии моих единомышленниц в данном вопросе.
    И снова о деньгах. Многие из за этого просто бросили школу. Не все же родители могут с детьми заниматься сами. Кто то не помнит программу. Кто то ничего объяснить не может. Кто то вообще не слишком образован, но это не значит, что его ребенок тоже должен таковым остаться.
    Я не слишком положительно отношусь к репетиторству, но к заменителям учителей вообще крайне отрицательно.
    Либо школу надо назвать иначе: пусть тогда это будет просто место общения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вполне возможно, Аня. я же знаю о школе в Израиле только по той школе, где я работаю (7-9 классы).
      И программа в этой школе мне нравится, как себя чувствуют дети в школе и как к ним все внимательны - тоже очень нравится.
      А вот уровень подготовки учителей, с которыми я контактирую, не нравится совсем.
      Аня, а Вы серьезно считаете, что лучше учитель, не любящий детей, не любящий свою работу, держащий детей в страхе и напряжении, но зато хорошо знающий предмет? Вы бы такого предпочли?

      Удалить
    2. Учитель должен любить детей и знать свой предмет. И не только знать самому, но и уметь передать эти знания. Только тогда он может называться учителем. Остальное - это просто подмена. Или школа становится местом общения, как написала Аня. И не всегда это место общение хорошее. Мне не нравится израильская система образования. И не нравится , как проводится воспитательная работа в школах. Что-то надо менять обязательно.

      Удалить
  9. Танюш, надо чтобы и знал предмет, и любил детей. Ну, хотя бы имел терпение с детьми общаться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Девочки, но я же чуть выше то же самое написала:
      "Кто бы спорил, хорошо, когда учитель знает свой предмет, умеет его преподать и привить любовь к предмету детям. Да еще и детей при этом детей любит (а без этого любовь к предмету не привить)."
      Помечтать об этом вполне можно.
      Но в России я часто сталкивалась с тем, что учитель предмет знает, но детей и работу свою не любит (не всегда, не всегда. Но бывало). А тут столкнулась с тем, что учитель детей любит, работу даже вроде любит, а предмета не знает.
      У меня поэтому уже паранойя развилась. Стало казаться, что "два в одном" - почти из области фантастики.
      Поэтому и выбираю любовь к детям. Уж с уроками худо - бедно можно и дома разобраться.
      Но не против, если кто-то выберет знания без любви))) Не все могут дома разобраться, согласна с Аней.
      А два в одном - это идеал, но далеко не всегда бывает.
      Учителей надо много, а вот учителей по призванию гораздо меньше, и ничего, боюсь, с этим не сделать.

      Удалить
    2. Худо-бедно дома не все разберутся, особенно, если ты только начинаешь жизнь в этой стране. Чтобы объяснить детям условие задачи про машины, вышедшие из пункта А .... и далее, нужно было это самое задание самой прочесть. А сифрут? А танах? Совсем не просто.

      Удалить
    3. Мы же сейчас не об олимах? Олимы - отдельная история, никакой самый лучший учитель не научит, пока не будет языка

      Удалить
    4. Знаешь, ты ведь сама пишешь о не очень обрадованных учителях. Посуди сама, если родители - не учителя? И таких, которые не имеют багрут и пишут неграмотно, очень немало. Ты не представляешь, скольким мне приходилось заполнить анкеты, когда я в коах адам работала... Они, как правило, не особенно интересуются домашними заданиями своих чад.
      Так что олимы - более ответственные родители, чем местные.

      Удалить
    5. Возможно, это прозвучит некрасиво, но вот точно не считаю я, что выучивать хорошо надо всех подряд.
      Тех, кто способен и хочет учиться- да, надо. Но для таких детей есть много возможностей и Ломоносовы всегда пробивались.
      А если ребенок не хочет? Или не способен..
      Тема на самом деле интересная и неоднозначная.
      Я подумаю сегодня, может еще пост сделаю, уже не про учителей, а про детей и образование.
      Ушла думать:)
      И работать в перерыве:)

      Удалить
    6. Отличная идея, по-моему, вынести эти вопросы в отдельную тему.

      Удалить
    7. Что значит ребенок не хочет? Вот не делай домашние задание, и ладно. А что хочет? Сидеть возле компа? Нет, я не согласна.
      Про неспособность...на мой взгляд - это вид лени.
      Мой младенец (жутко неусидчивый парень был в школе) после того, как начал серьезно учиться сначала на курсах, а потом и в универе, теперь говорит, что ЕГО дети будут учиться лучше всех, потому что он им не даст филонить))).

      Удалить
    8. Не соглашусь. У меня выросли разные дети, и способные, и нет. Это не про лень. Способности, память, мышление - все разное у детей.

      Удалить
    9. Хорошо, пусть разное. Но если ребенок рассеян, не хочет заниматься, что ты делала? Пускала на самотек, или все же заставляла готовить уроки?

      Удалить
    10. Понимаешь, из моих троих двое всего лишь со школьным образованием. Ну, что вот поделать. Не могли, не хотели.
      При этом старшая девочка на 14 лет в подарок на день рождения выпросила трехтомник Ландсберга, а потом еще и в пионерлагерь с томиком поехала. Интересно было ей.
      А Перельмана еще лет в 10 осилила, там книги 4 было.
      Ну, разные все дети, что поделать.
      Я помогала - да. Если что-то не шло. Но не заставляла.

      Удалить
    11. Я заставляла. Сидела, проверяла, решала вместе с ними. Говорила им, что даже дворником не стыдно работать, тем более, что у них и русский, и иврит, и английский...возьмут без проблем. Вопрос - хотят ли они такую работу. И такую жизнь.

      Удалить
    12. Не стала тему заводить пока. Может быть позже.
      Прочитала сегодня у Наталии Сац в главе, где она вспоминает встречу с Эйнштейном (слова Эйнштейна в вольном пересказе Н.Сац, ну, уж как запомнила. Из беседы о первом детском театре в МОскве)
      "воспитание радостью (это о театре - прим мое), живые образы в противовес школьной скуке - ох, как еще много на свете бездарных учителей, которые могут убить веру во все прекрасное. А дети любят искать, сами находить.............Может быть, самое трудное - научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества..."
      Цитата немного неполна. Привела ее просто для того, чтобы сказать, что и в 31-м году люди видели те же проблемы. И если они до сих пор не решены - все же проблема не только в школе, но и в нас, очевидно...
      В общем, неоднозначно все, а проблема вечная, так как учителей от Бога единицы, а учить надо всех.
      Кроме того, уж что-то, а вот задачи "научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого" в той школе, где я работаю - едва ли не на первом месте и вот такая воспитательная работа по развитию и толерантности, и эмпатии ведется и неплохо.

      Удалить
    13. Кстати, Мариш. Начали приходить посылки. Вчера было 2 извещения и сегодня одно.
      Это не все еще, но появилась надежда, что дойдут.
      На извещении сегодняшнем написано, что посылка пришла в Израиль 21 апреля, передана на почту 25-го. А извещение сегодня... И главное, дочка в Москве до конца недели. Хоть бы назад не отправили посылку, месяц уже на почте что-то делает.

      Удалить
    14. Я, бывшая отличница и человек, любивший школу, только недавно осознала, как много на свете людей, которые школу ненавидели. За то, что их строили, гнобили, заставляли изучать то, что им неинтересно. В израильской школе хотя бы в старших классах специализация есть, и на том спасибо. Скажем, талантливый музыкант может почти не знать математики, но все равно получить аттестат...
      Кстати, по моим наблюдениям, школьные успехи с успешностью в жизни коррелируют довольно слабо. Некоторые отличники из моего класса по большому счету прозябают, есть середнячки с хорошей карьерой, а есть бывшие двоечники, которые успешны и богаты. И не надо говорить, что последним просто повезло или они пробились наверх нечестными путями - я-то понимаю, что просто их сильные стороны были школой невостребованы.

      Удалить
    15. Кстати, Таня, а ты не можешь сама забежать на почту с этими извещениями? А то могут и обратно отправить. У меня такое было (.

      Удалить
    16. Да, и я согласна с Таней - заставлять бесполезно. Это в нас с оветских времен въелось - "заставлять", "делать уроки"... Таня права: если ее дочке был интересен Ландсберг - ее не надо было заставлять учить физику, наоборот, за уши не оттащишь... А если с большинством детей не так - ну не знаю, может, опять же, обществом просто невостребованы их ИСТИННЫЕ таланты - лично я верю, что все дети по-своему талантливы. Но из-за невостребованности их личных талантов они начинают ощущать себя неудачниками. Есть книга Кена Робинсона "Найти свое призвание. Как открыть свои истинные таланты и наполнить жизнь смыслом" - там очень много дельного на эту тему.

      Удалить
  10. "Вы серьезно считаете, что лучше учитель, не любящий детей, не любящий свою работу, держащий детей в страхе и напряжении, но зато хорошо знающий предмет? Вы бы такого предпочли?"
    Татьяна, а у нас в школе только у таких учителей дети и знают предметы - математика, русский. Вот, например, врачи - они в медицину не от любви к человеку в основном идут - а от любви к своей собственной работе. Я тоже детей не очень...насчет совсем любить их... Вот выслушать их - да. Посоветовать - да! (вся школа идет) Преподать хорошо свои знания - да!!!!!!!! А сюсю - это в воспитатели надо))
    Виктория, Харьков

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я согласна добавить к слову "любить" слово "уважать".
      Выслушать - это про уважение.

      Удалить
  11. А кто сказал, что надо "сюсю"? Если педагог в состоянии выслушать ребенка и дать совет, то это уже замечательно.

    ОтветитьУдалить
  12. Татьяна, я в Израиле столкнулась не с любовью к детям , а с так называемой любовью. Да, дети балдеют на уроках, их хвалят просто так, но это -не любовь, а полнейшее равнодушие.
    Но учителей-фурий я бы тоже не хотела.
    Да, здесь таких я не видела. Но думаю, полное равнодушие - та же фурия, которой запретили орать на детей под страхом наказания.

    ОтветитьУдалить
  13. Сейчас меня закидают какашками, но я все-таки выскажусь:
    Дорогие дамы, а почему бы не посчитать экономику обучения? Конечно, хорошо бы, чтобы физику преподавал Эйнштейн, а математику - Лобачевский (и то не всегда: знание предмета не равно умению научить). Но кто сможет заплатить за такого учителя?
    Я согласен с Татьяной - не нужно учить всех всему. Каждый ребенок сам постепенно поймет, что ему больше нравится и легче дается. Именно поэтому в Израиле (слава Богу!) не давят на детей в начальной школе: главное, чтобы у ребенка не сформировался стойкий рвотный рефлекс на обучение, как это происходит с 90% детей в СССР/РФ/СНГ. Когда я учительствовал в школе, мне приходилось несколько первых уроков устраивать реальное стэнд-ап шоу, чтобы у детей появилось ощущение, что физика - это прикольно, что учиться - это весело и интересно. Да, мы не успевали пройти какие-то темы, не успевали что-то порешать, но зато дети решали такие задачи, как "Кто сильнее давит на пол - мама в вечерних туфлях или танк?", "Мальчик ехал на мотоцикле и врезался в бетонную стену. С какого этажа он должен упасть, чтобы получить такие же повреждения?", "Ты нашел ведро золота. Домой унесешь?", "Сколько шариков с гелием надо купить, чтобы улететь?", "Найди 10 способов измерить объем своего рюкзака.", "Сколько электроприборов надо одновременно включить у себя дома, чтобы выбило пробки?" и т.д. Причем, дети решали эти задачи зачастую со своими родителями (я им говорил, что они могут поспорить с родителями на мороженку или на деньги). Непедагогично? Зато весело и поэтому запоминательно.
    P.S. А как меня ненавидели старые училки, м-м-м....Конечно - у меня же бардак в журнале и оценки через пень-колоду выставлены. Отличницы без воображения хватают двойки, а хулиганы-двоечники ходят с пятерками.)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Задачки прикольные)
      Я в детстве тоже любила задачки придумывать, но у меня так весело не получалось)

      Удалить
  14. Ярослав, мама, конечно, сильнее давит. Потому что у танка площадь больше))) по-моему так. Кажется, у сына на олимпиаде попадалась такая задачка. А вообще, вы молодец, снимаю шляпу. Вы в Израиле такое с детьми решаете? А у меня сплошные КВНы на уроках ИЗО. В школе рисовать не всех научишь, а природную смекалку развить можно, еще как!
    Вика

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про Израиль - как говориться "хотелось бы мне" - я только месяц как репатриировался. Даст Бог, выучу иврит, подтвержу диплом, получу разрешение - вот тогда посмотрим :-)
      Про танк - надо правильно посчитать площадь маминых туфель, особенно если на шпильках. А потом догадаться, что когда мама идет, то есть момент, когда она давит на землю всего лишь одной ногой, при этом наступая с каблука ;-)

      Удалить
    2. Ярослав, удачи. Деткам в Израиле нужны такие учителя.

      Удалить
  15. Ярослав, я выступаю за то, чтобы в школе детей учили, чтобы учебное время не проходило впустую. Это -золотое время.
    А ваш творческий подход я только приветствую.

    ОтветитьУдалить
  16. А мы приехали с выездного семинара сохнута. Там была лекция по истории Израиля. так вот, скажу я вам, дожив до 49 лет) Я впервые с таким упоением слушала лекцию целых два часа, не отрываясь! Это было потрясающе. Лектор максимально приблизил древние исторические события к нашим и доказал, что люди не меняются. Мне очень понравилось. Хочу в Израиль, где так преподают!

    ОтветитьУдалить
  17. А я хочу ТУДА, где так преподают.
    Дайте адрес этого ТУДА.
    А то, как в анекдоте "Дайте мне другой глобус".

    ОтветитьУдалить
  18. А что, в Израильском университете бубнят также как у нас?? Помню, как я ждала свою любимую зарубежную литературу.. Читала практически все и не по одному разу. А преподавательница нас просто проверяла - читали или нет.. И ничего не обсуждали, ни над чем не спорили.. тоска.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Забавно, у нас в универе на Зарубежной литературе было как раз наоборот: преподаватели пытались расшевелить студентов, спровоцировать дискуссию - а студенты отмалчивались...

      Удалить
  19. Здравствуйте , хотела бы узнать о старшей школе в Израиле. Скоро переезжаем с родителями. Я перешла в 11-й класс, и очень хочу узнать о школе, как там все. Но в интернете очень мало информации на эту тему,о старшей школе вообще - перекати поле... Сможете что-нибудь рассказать, работая в школе? Очень интересно, буду благодарна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Лилия!
      Я не работаю в старшей школе, но некоторые мои знакомые работают. Могу сказать, что старшая школа в Израиле сильнее средней. Там ребята выбирают предметы, которые будут изучать углубленно, и уже эти предметы изучаются на очень хорошем уровне. И учителя там работают намного компетентнее и грамотнее, чем в средней. Больше учителей с законченной магистратурой (в средней школе достаточно бакалавриата).
      Конечно, важно еще, где вы с семьей будете жить. Вы уже выбрали город, в котором остановитесь?
      Школы не везде ровные, как, в общем, в любой стране, наверное.
      А еще посмотрите на форуме "беседка", там есть целый раздел, посвященный образованию, и есть несколько учителей, отвечающих на вопросы. Это .besedka.co.il
      Форум русскоязычный.

      Удалить
    2. Здравствуйте!
      Поначалу мы едем в Цфат к родственникам, а там уже приглядим город какой-то, родители так решили. Спасибо за форум, посмотрю.
      Спасибо за ответ!Хорошего дня :)

      Удалить