Неделю уже я проработала на новом месте. Лаборантом в средней школе. (параллельно все же продолжаю работать с мальчиками воспитателем по реабилитации, но уже сказала, что ухожу. Остаюсь, пока не нашли кого-то другого).
Но здесь я хочу написать о школе и о моей новой работе.
Немного о структуре школы в Израиле, чтобы было понятно.
Дети в Израиле учатся с 6 до 18 лет, заканчивают 12 классов. Причем первые 9 - обязательная школа, в 10 возьмут почти всех, но не всех. Детей, средний балл которых ниже 60 (из 100) в старшую школу не возьмут, для них есть что-то типа наших профтехучилищ. Это тоже школы, но в них облегченная программа, дети не будут сдавать экзамен на аттестат. Хотя в любом возрасте (если захотят и возьмутся за ум) они смогут потом это сделать. А пока их будут учить наукам не на 4-5 единиц, а например на 3 + научат ремеслу.
В 18 лет ребенок заканчивает школу и практически сразу идет в армию (кроме одаренных учащихся, которые будут учиться нужной в армии специальности, чаще технической, и после учебы отслужат по ней)
После армии поступают в институт, баллы за экзамены действительны. Пересдавать можно по желанию, если балл низок. Есть разные подготовительные курсы. А если балл хорош, то снова сдавать экзамены (как в России каждые пару лет надо писать ЕГЭ) не надо. Это очень хорошо, я считаю.
Дети 1-6 классов учатся в начальной школе. Это отдельные здания со своей территорией, куда детей записывают по месту жительства.
В 7 класс ребята идут в среднюю школу (хативу), и учатся в ней 3 года, заканчивают 9-й класс.
Дальше идут либо в 10 в старшую школу (тихон), либо идут получать рабочую профессию.
Средних школ меньше, чем младших. Потому что в младшей - 6 параллелей, а в средней всего 3, но это отдельная полноценная школа (наша школа - очень большая, в 3 этажа). Просто в параллели больше классов.
Там, где начала работать я, 8 седьмых классов и по 9 восьмых и девятых - очень много. Хотя наверное учителю зато проще с подготовкой, 8 или 9 одинаковых уроков...
Детей в классе 40 человек. Но вместе они не на всех уроках, математика и английский идут по подгруппам, по половине класса. Не знаю пока, возможно и какие-то другие предметы тоже по подгруппам. Но на наших уроках вроде бы сидит весь класс. Очень большие столы, за столами сидят по 4 ребенка, двое в длину стола и двое по бокам. Десяток таких столов в классе.
Лаборант в израильской школе - это не то, что лаборант в российской школе. Это все же "полу-учитель". Лаборант не только должен собрать все, что нужно для демонстрации опыта на уроке, но и показать этот опыт детям. И приготовить все необходимое и провести лабораторную работу в классе. Мне уже выдали все учебники и программы. Учитель - предметник тут только объясняет теоретический материал. (меня первую неделю не напрягали особо, понимая, что мне надо пока разобраться с оборудованием. Но в одном классе я уже опыт детям показывала, о чем напишу в следующем посте)
Так что лаборанту тоже нужно образование (не ниже 1 степени: бакалавриат или колледж). Но зарплата у лаборанта ниже учительской, так что люди с образованием идут на эти должности неохотно. Уж если есть образование и человек идет в школу - он предпочитает учителем. (поэтому меня и взяли на эту работу, даже закрыв глаза на мой не особо хороший иврит). У учителя есть доплаты от министерства образования, а лаборант получает зарплату только от ирии (муниципалитета). Хотя у лаборантов есть разряды, они растут со стажем и повышением квалификации (есть оплачиваемые ирией курсы). Так что это работа все же более квалифицированная, чем лаборант в российской школе. Скорее сравнима с колледжами и ВУЗами, где лабораторные часто проводят аспиранты (тоже поди за копейки)) .
Помимо демонстраций на уроках и проведения лабораторных я должна следить за исправностью оборудования, заказывать то, чего не хватает (пробирки бьются, колбочки, заканчиваются вещества...). Вот уже посылала факс в компанию, снабжающую нас оборудованием, с просьбой прислать техника и проверить неработающий физический прибор... И все это пока мне интересно и очень нравится. Особенно то, что я в своем кабинете сама себе хозяйка, никто в мою работу не вмешивается. Собрала опыты на текущий день, загрузила в посудомойку грязные пробирки и сижу себе чай пью да в интернет заглядываю. Или слова выписываю - названия незнакомые на иврите, разбираюсь со шкафами, где у меня что лежит, каталог составляю имеющегося...
Я - один лаборант на 3 лабораторных кабинета, со мной работают 5 учителей.
Мне приходится заниматься лабораторными по физике, химии и биологии.
В старшей школе дети изучают эти предметы уже специализированно (и не все, а по выбору), и там отдельные лаборатории для физики, химии, биологии. И отдельные лаборанты. Но в моей средней школе я - на все руки мастер, уже пришлось разбираться с динамо - машиной, собрать опыт по изучению электропроводности различных веществ, собрать какую-то странную машинку, преобразующую электрическую энергию в механическую (или кинетическую? как там правильно будет? все же я биолог, не физик...), там под действием тока прыгают в прозрачном сосуде какие-то веселые бусины.
Помимо этого собираю химические опыты, а со второго полугодия вместо химии будет биология.
7 и 8 классы изучают один предмет, называемый в расписании "науки". Что-то типа естествознания. В 9 предмет разделяется на химию, физику и биологию.
Мне ОЧЕНЬ понравилась программа. Семиклашки начинают изучать химию не с элементов, не надо зубрить и запоминать... Они просто изучают вещество: его свойства. Я собирала опыты на электропроводность, на теплопроводность (просто наборы стаканчиков, в которые наливали воду), на растворимость, плотность... на следующую неделю собрала опыт на горючесть разных жидкостей - баночки со спиртом, маслом и водой и фитили. (это я только за первую неделю работы насобирала!). В общем, детям интересно, очень много демонстраций, все можно посмотреть, потрогать, понять. Далее к тому же дети вернутся на новом витке в 9 классе, вот тогда будут уже и таблица, и название веществ...
Вот. Это то, что позитивно и интересно.
Есть то, что меня изумило. Уже несколько дней в состоянии некоторого шока.
Чтобы не перегружать пост, напишу отдельно.
Но здесь я хочу написать о школе и о моей новой работе.
Немного о структуре школы в Израиле, чтобы было понятно.
Дети в Израиле учатся с 6 до 18 лет, заканчивают 12 классов. Причем первые 9 - обязательная школа, в 10 возьмут почти всех, но не всех. Детей, средний балл которых ниже 60 (из 100) в старшую школу не возьмут, для них есть что-то типа наших профтехучилищ. Это тоже школы, но в них облегченная программа, дети не будут сдавать экзамен на аттестат. Хотя в любом возрасте (если захотят и возьмутся за ум) они смогут потом это сделать. А пока их будут учить наукам не на 4-5 единиц, а например на 3 + научат ремеслу.
В 18 лет ребенок заканчивает школу и практически сразу идет в армию (кроме одаренных учащихся, которые будут учиться нужной в армии специальности, чаще технической, и после учебы отслужат по ней)
После армии поступают в институт, баллы за экзамены действительны. Пересдавать можно по желанию, если балл низок. Есть разные подготовительные курсы. А если балл хорош, то снова сдавать экзамены (как в России каждые пару лет надо писать ЕГЭ) не надо. Это очень хорошо, я считаю.
Дети 1-6 классов учатся в начальной школе. Это отдельные здания со своей территорией, куда детей записывают по месту жительства.
В 7 класс ребята идут в среднюю школу (хативу), и учатся в ней 3 года, заканчивают 9-й класс.
Дальше идут либо в 10 в старшую школу (тихон), либо идут получать рабочую профессию.
Средних школ меньше, чем младших. Потому что в младшей - 6 параллелей, а в средней всего 3, но это отдельная полноценная школа (наша школа - очень большая, в 3 этажа). Просто в параллели больше классов.
Там, где начала работать я, 8 седьмых классов и по 9 восьмых и девятых - очень много. Хотя наверное учителю зато проще с подготовкой, 8 или 9 одинаковых уроков...
Детей в классе 40 человек. Но вместе они не на всех уроках, математика и английский идут по подгруппам, по половине класса. Не знаю пока, возможно и какие-то другие предметы тоже по подгруппам. Но на наших уроках вроде бы сидит весь класс. Очень большие столы, за столами сидят по 4 ребенка, двое в длину стола и двое по бокам. Десяток таких столов в классе.
Лаборант в израильской школе - это не то, что лаборант в российской школе. Это все же "полу-учитель". Лаборант не только должен собрать все, что нужно для демонстрации опыта на уроке, но и показать этот опыт детям. И приготовить все необходимое и провести лабораторную работу в классе. Мне уже выдали все учебники и программы. Учитель - предметник тут только объясняет теоретический материал. (меня первую неделю не напрягали особо, понимая, что мне надо пока разобраться с оборудованием. Но в одном классе я уже опыт детям показывала, о чем напишу в следующем посте)
Так что лаборанту тоже нужно образование (не ниже 1 степени: бакалавриат или колледж). Но зарплата у лаборанта ниже учительской, так что люди с образованием идут на эти должности неохотно. Уж если есть образование и человек идет в школу - он предпочитает учителем. (поэтому меня и взяли на эту работу, даже закрыв глаза на мой не особо хороший иврит). У учителя есть доплаты от министерства образования, а лаборант получает зарплату только от ирии (муниципалитета). Хотя у лаборантов есть разряды, они растут со стажем и повышением квалификации (есть оплачиваемые ирией курсы). Так что это работа все же более квалифицированная, чем лаборант в российской школе. Скорее сравнима с колледжами и ВУЗами, где лабораторные часто проводят аспиранты (тоже поди за копейки)) .
Помимо демонстраций на уроках и проведения лабораторных я должна следить за исправностью оборудования, заказывать то, чего не хватает (пробирки бьются, колбочки, заканчиваются вещества...). Вот уже посылала факс в компанию, снабжающую нас оборудованием, с просьбой прислать техника и проверить неработающий физический прибор... И все это пока мне интересно и очень нравится. Особенно то, что я в своем кабинете сама себе хозяйка, никто в мою работу не вмешивается. Собрала опыты на текущий день, загрузила в посудомойку грязные пробирки и сижу себе чай пью да в интернет заглядываю. Или слова выписываю - названия незнакомые на иврите, разбираюсь со шкафами, где у меня что лежит, каталог составляю имеющегося...
Я - один лаборант на 3 лабораторных кабинета, со мной работают 5 учителей.
Мне приходится заниматься лабораторными по физике, химии и биологии.
В старшей школе дети изучают эти предметы уже специализированно (и не все, а по выбору), и там отдельные лаборатории для физики, химии, биологии. И отдельные лаборанты. Но в моей средней школе я - на все руки мастер, уже пришлось разбираться с динамо - машиной, собрать опыт по изучению электропроводности различных веществ, собрать какую-то странную машинку, преобразующую электрическую энергию в механическую (или кинетическую? как там правильно будет? все же я биолог, не физик...), там под действием тока прыгают в прозрачном сосуде какие-то веселые бусины.
Помимо этого собираю химические опыты, а со второго полугодия вместо химии будет биология.
7 и 8 классы изучают один предмет, называемый в расписании "науки". Что-то типа естествознания. В 9 предмет разделяется на химию, физику и биологию.
Мне ОЧЕНЬ понравилась программа. Семиклашки начинают изучать химию не с элементов, не надо зубрить и запоминать... Они просто изучают вещество: его свойства. Я собирала опыты на электропроводность, на теплопроводность (просто наборы стаканчиков, в которые наливали воду), на растворимость, плотность... на следующую неделю собрала опыт на горючесть разных жидкостей - баночки со спиртом, маслом и водой и фитили. (это я только за первую неделю работы насобирала!). В общем, детям интересно, очень много демонстраций, все можно посмотреть, потрогать, понять. Далее к тому же дети вернутся на новом витке в 9 классе, вот тогда будут уже и таблица, и название веществ...
Вот. Это то, что позитивно и интересно.
Есть то, что меня изумило. Уже несколько дней в состоянии некоторого шока.
Чтобы не перегружать пост, напишу отдельно.
Очень позитивно! Документация хоть на русском?
ОтветитьУдалитьНу, понятно же, что все на иврите. Приборы все подписаны на иврите в шкафах - хожу составляю словарик.
УдалитьФакс - заявку на техника составила на иврите, но школьная секретарь немного поправила, добавила нужные принятые вежливо - официальные формы. Учили их в ульпане, но с ходу не сообразила.
Учителя мои, все пятеро, не знают ни слова по-русски. Вообще во всей школе знают русский только одна учитель математики и один физкультурник.
НО это же прекрасно! Я именно этого и хотела! Учусь, учусь... Практикуюсь разговаривать...
Неужели вы попали что называется с улицы на эту работу?
ОтветитьУдалитьНеужели все женщины, идущие на завод, не пошли бы этим заниматься да еще за такую зарплату?
Ну, хоть одна женщина!
Ведь вы писали, что вакансий полно.
А народ идет на конвейер к шести утра.
Только не говорите об уровне языка.
Не верю, что ни одна не говорит.
В чем ваша, Татьяна, ложь:
Удалитьлибо не с улицы, либо работа дерьмовая и вы это скоро почувствуете.
Хорошее место пустым не бывает, тем более, для свежего олима без иврита, тем более, в таком возрасте.
Представьте себе, с улицы.
УдалитьЯ дала объявление в специальной группе на ФБ - вот про группу мне рассказала подруга, да. Подруга тоже работает лаборантом. Ее идея.
Объявление, что я ищу работу лаборанта в школе, в Нетании и окрестностях.
На объявление мне было 2 звонка в 2 школы, просили прислать резюме и пригласили на собеседование.
Я была в обеих школах. В одной директор засомневался, как я смогу справиться с классом (язык не очень, и видно, что по характеру я тихая и спокойная), так и сказал мне, и в эту школу меня не взяли.
Во второй школе я понравилась и они сразу сказали мне, что меня берут и посылают мои документы в ирию. Это было в июне, но видно ирия тоже экономит деньги, тк. в каникулы и весь сентябрь, наполненный праздниками, лаборант не особо нужен, а он же на ставке...
Так что взяли меня только после каникул.
И таки с улицы, по результатам этого собеседования.
Но у меня 2-ая подтвержденная степень по биологии, опыт работы учителем биологии и химии в России и ишур (разрешение) от министерства образования Израиля - ораа по биологии и химии. (написано: תואר שני בביולוגיה והוראת ביולוגיה וכימיה). Вот и взяли. Кстати, таким же образом (уже по моей наводке) устроилась лаборантом в школу моя знакомая из Ришона - она тоже около года в стране, тоже биолог - химик. Тоже с улицы. Если есть образование и опыт - почему нет-то?
А насчет иврита - это Вы зря. Я нигде свой иврит не хвалила, он у меня весьма посредственный. Какой же еще может быть после года в стране?
Так что думаю, у многих описанных Вами женщин иврит, возможно, и лучше.
А образование и опыт работы видимо другой. Или никто не подсказал во-время о такой возможности.
Алекс, ну, конечно, работа - дрянь... Как же я сразу не подумала-то... Куда лучше мыть полы у бабушек за минимум, или с 6 утра стоять на конвейере и тоже за минимум.
УдалитьАга. И как же это я свое счастье проворонила-то???
Или нет... Возможен другой вариант... Я не с улицы... У меня папа - пенсионер в Цфате, поди он ходил просил... А? Как тебе такой вариант, катит?
Да, знакомая из Ришона это я. И тоже попала с улицы, мне Таня эту идею подсказала - сходить в школу. Сходила, узнала, подала документы в Ирию, прошла собеседование - работаю. За руку никто не приводил.
УдалитьНе, Алекс не признает никогда, что если есть образование и опыт, то совсем другой коленкор.
УдалитьТаня, дайте, пожалуйста, ссылку на группу в ФБ!
УдалитьМеня ваш рассказ очень заинтересовал, тоже хочу попробовать устроится в школу.
Я думаю, проще зайти в ирию, и узнать в отделе образования по поводу вакансий лаборанта. Т.к. группа на ФБ закрытая. От моего имени там объявление моя подруга писала.
УдалитьДобрый вечер! Пришла сейчас из школы (я там завуч), просто супер какой концерт у меня получился с 11-классниками. Дети, до последнего зажатые, раскрепощаются в 11 классе, понимая, что это последний их год перед поступлением. Выдумывают, придумывают, а вальс репетировали все выходные в полном (16 человек) составе. После концерта директор сказала, что мне нужно дать Нобелевскую премию)))) Все-таки сколько наших сил уходит на детей. Я к чему это пишу. 5-го октября Украина и Россия отмечают День учителя. Девочки, кто работает в школе, поздравляю вас, желаю вам терпения, удачи, творчества и огромного счастья! Поверьте, очень непроста эта работа, стоит она того по деньгам, или не стоит. Я сама дипломированный художник, вот уже 7 лет "ухожу" из школы (чтобы писать на галереи) и не могу уйти. Пусть человеку, работающему в школе, всегда-всегда улыбаются дети. И тогда, только тогда у него все получится! (Виктория, Харьков)
ОтветитьУдалитьСпасибо! И Вас с Днем Учителя!
УдалитьВиктория, вот Вам мои самые искренние поздравления!
УдалитьУдачи и профессиональных успехов!!!
Девочки, обеих вас с днем учителя!
УдалитьКак интересно!
ОтветитьУдалитьИ это же идеальные условия для совершенствования иврита - устного и письменного, разговорного и специализированного.
Но что же поразило, Татьяна? По-моему, это как-то связано с дисциплиной, поведением учеников, нет?
Позже напишу. Хочется, чтобы и этот пост прочитали. Из опыта-когда 2 поста подряд, читают в основном последнее. Но я же этот тоже не зря писала... ))
УдалитьВатика, неужели вам до сих пор обидно за себя, что вы с улицы не попали, а Таня попала? Я вот тоже с улицы в свое время попала на работу пкидой, будучи полтора года в стране..Искать надо, а не надеяться на то, что кто-то за руку приведет.
ОтветитьУдалитьМоих подруг за руку приводили обеих. Но совершенно посторонние люди. Одну - женщина, у которой она полы мыла. Другую вообще продавец мясной лавки, где она мясо покупала.
УдалитьМне на самом деле тоже помогли: подсказками, советами... Откуда я могла бы знать, что можно пойти в лабораторию в больницу, что можно в школу лаборантом, что можно мадрихой... Мне много помогали, подсказывали, рассказывали...
Это важно: вокруг всегда хорошие люди, и они помогут. Ну, если доверять. А не кричать на всех углах, что все обманывают.
Танюш, как приятно тебя читать! Тебя, и Катю, и Бронтозавру - я за вас очень-очень рада! Каждый вот такой ваш пост напоминает мне свои маленькие (и большие) успехи здесь! Молодцы ребята!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Мариша))
УдалитьМарина, +100!
УдалитьНу вот, самое интересное опять за кадром!!!
ОтветитьУдалитьА вообще, Таня, ты просто гений! Мне даже читать страшно про твои опыты ).
И 8-9 классов в параллели - так много!!! У нас в Кармиэле 3 средних школы, там сразу с 7 по 12 классы. У разных классов обычно разные преподаватели, так что проводить для всех один и тот же урок не получится :)
Жень, я не гений. То, что надо приготовить, мне заказывают учителя. Машины как работают, они тоже мне подсказывают, я в физических приборах пока совсем не разбираюсь.
УдалитьНо согласись, интересная же работа. И спокойная, мирная - мне там очень хорошо, в лаборатории моей.
Иврита только не хватает катастрофически. Вот осталась с классом одна, учитель вышла... Ох... Все молча почти. Молча у мальчишек мяч отобрала, унесла в свою лаборантскую, сказала "ахарей шиур" - после урока. На это моего иврита хватило, а вот поговорить бы с ребятами, что-то спросить... И они бы спокойнее посидели... Эх, но это даже не на будущий год смогу, подозреваю...
Уважаемая Пампушка, надо же какое совпадение! Я , как и вы, тоже попала с улицы на мою работу, кстати, мною весьма любимую. И на руку я никогда не расчитывала, всё сама. Только я думала, что это только у меня такой путь довольно
ОтветитьУдалитьнеобычный для Израиля....
Ан, нет, нас тут уже трое. И что все вокруг говорят : "нисайон, амлацот"... Глупости, похоже, болтают. Так и думала.
"Молча у мальчишек мяч отобрала, унесла в свою лаборантскую" - ээээ..мяч? На УРОКЕ? Весело у вас там :).
ОтветитьУдалитьАга. Нет, они в мяч не играли, конечно. Но один мальчик вытащил его из сумки у другого, и себе хотел переложить. Я на этом этапе и подошла, сказала "дай" (на это тоже иврита хватает), он и отдал.
УдалитьНо вообще конечно, весело. Особенно если учитель вышел.
Как и в любой школе в любой стране, наверное )))
С первой рабочей неделей!! А я уже месяц разменяла)))
ОтветитьУдалитьА я еще все проводочки с оторванными клеммами у себя отремонтировала)) После обеда скучно было)))
Иврита да, мне тоже не хватает, но я не провожу опыты, только все готовлю и присутствую на уроке, слежу за техникой безопасности и даю новую посуду взамен разбившейся. А уровень понимания растет, т к все на иврите - и документы и тексты работ и разговоры с коллегами. Ох, надо себе пост написать)))
А у меня такая классная лаборант работала передо мной. На пенсию ушла. 40 лет в этой школе проработала, представляешь? Всю жизнь, сразу после колледжа...
УдалитьУ нее таааакой порядок! Все проводочки целые, ничего нигде не сломано, все на своих местах, вещества - по группам, соединения натрия, серы, меди - все отдельно, кислоты отдельно, все так аккуратно, все для меня подписала, где что лежит (правда, на иврите... эх....).
Динамо не работала - но она новенькая, еще в упаковке, вызвали техника. А так - все на местах и в порядке, и даже некоторые опыты собраны в лотках - доставай и показывай...
В общем, красота.
Кать, пиши тоже! Интересно же!
Хорошо))) напишу обязательно, мне тоже впечатлениями поделиться охота))
УдалитьТатьяна, только бить учеников тут, по-моему, нельзя. Надо, но нельзя - по судам затаскают.
ОтветитьУдалитьАлекс, ты возможно очень удивишься, но бить учеников нигде нельзя. Ни в Израиле, ни в России, ни в какой-то другой стране :)
УдалитьА тебе захотелось кого-то побить? 0_0
Великая русацкая традиция - лупить детей.
УдалитьА потом плачут, что в нормальных странах их ювенальная полиция на контроле держит.