понедельник, 15 сентября 2014 г.

С любовью к детству. Бемби

Что ж. Я продолжу рассказ о детстве.
Хочу напомнить, что третий рассказ в моих воспоминаниях - это история "Я очень люблю музыку", он есть здесь на блоге, написан в феврале, прежде всего другого, но по смыслу и по хронологии должен стоять непосредственно перед этим.
И так, моя мама вышла замуж, у меня появился папа… Но… Мама стала другой... Вернее, снова стала такой, какой и была в моем самом раннем детстве. Только краткий год, один всего год мама была повернута ко мне всей душой своей. Это было и прошло.
Но я продолжу...

В апреле мне исполнилось 6 лет. И летом мама и папа собрались поехать отдыхать в краснодарский край к родственникам: там, в станице с давно забытым мною названием, жили 2 мамины двоюродные сестрицы Паша и Варя, очень маму любившие.
А что с маленькой девочкой, которой всего лишь пару месяцев назад исполнилось 6 лет?
Бабушка, мамина мама, достала мне путевку в детский кардиологический санаторий в подмосковную Малаховку. На полтора летних месяца. Дабы ребенок отдохнул и подлечился, наверное? (в 5 лет я перенесла первую ревматическую атаку).
Бабушка сама меня туда и отвезла на поезде. Помню еще гостиницу в Москве, где мы на день останавливались. Это было очень необычно и интересно… Для шестилетнего ребенка, не знавшего ничего кроме дома и детского садика, это был какой-то сказочный мир...
На следующее утро бабушка привезла меня в санаторий и оставила там, а сама отправилась дальше: у нее была путевка в Сочи, она каждый год ездила туда отдыхать.
Не знаю, наверное, мои взрослые искренне считали, что они делают благое и полезное дело для ребенка. Но это было так жестоко, что мне, спустя десятилетия, трудно без слез вспоминать то лето…
Да, в санаторий принимали детей с 6 лет, а мне как раз исполнилось 6.
Но во всем санатории больше не было 6-ти летних детей, кроме меня! Ни единого!
Да и семилеток практически не было.
Я была в самом младшем отряде, и в основном детям нашего отряда было по 8 лет… То есть самые младшие дети закончили первый класс.
А я даже в школу еще не шла, а всего лишь в подготовительную группу детского сада…
(на самом деле мне самой не верится, что я была такая кроха. Мне думалось, что это было лето перед школой… Но нет… Позже я проверила год по штемпелям на конвертах сохранившихся санаторных писем: да, все правильно, только что исполнилось 6 лет, впереди еще год детского сада)
Эти 2 года- это была большая возрастная разница…
А уж школьник, закончивший пусть только 1-й класс, и детсадовский малыш, - это вообще дети с разных планет…
Я помню, что девочки дразнили меня. Им казалось забавным, как легко меня можно напугать... Я помню, мне совершенно не с кем было играть. Я была слишком маленькая и меня не брали в игру. Я не могла так ловко прыгать через скакалку и выбивать мячик…
Мама оставила мне пачку подписанных конвертов, чтобы я писала ей. И, видимо, писала мне и сама. Ее письма не сохранились. А из моих я нашла 3 письма в маминых документах, уже после ее смерти.
Смешные коротенькие письма. Разделенные на слоги черточками, как пишут в букварях. И без знаков препинания. Я же не умела писать, считала, наверное, что так писать правильно… МА-МА Я ЖИ-ВУ ХО-РО-ШО ПУП-СЕ-НОК ПО-ТЕ-РЯЛ-СЯ...
Вот так вскользь о детской беде, я ведь с этой куколкой не расставалась…
Есть старое выцвевшее фото из этого санатория:  маленькая серьезная девочка в фланелевом платьице стоит на полянке и держит перед собой любимого кукленка, чтобы он тоже был виден на фото…
Мало что могла понять мама из этих детских писем. Наверное, верила откровенному вранью одинокого ребенка, с которым никто не играл "я живу хорошо".…
Но жизнь как правило дает людям то, в чем они отчаянно нуждаются. Маленькой девочке она дала книжку "Бемби".
Играть со мной никто не играл, поэтому я ходила в библиотеку и целыми днями читала.
Как попалась мне эта книжка?. . Она просто спасла меня, эта история про маленького слабого олененка, так же вынужденного рано стать самостоятельным и наконец выросшего, и не просто в большого оленя- в вожака!. .
Книжка давала надежду, необходимую, как воздух:  и я вырасту. И я стану сильной…
Я помню, в санатории проходили какие- то соревнования. Надо было участвовать в разных конкурсах: прыгать в мешках, носить воду в ложках во рту, бегать, выбивать что-то мячиком…
Победителям давали жетончик. Набрав несколько жетончиков, можно было купить себе что-то:  конфетку, свистульку, смешные игрушки-самоделки…
Я попыталась поучаствовать в нескольких соревнованиях. Но кого я могла обыграть, самая маленькая во всем санатории девочка? 8-ми летние дети бегали быстрее, прыгали дальше…
На одном из конкурсов ведущая пожалела меня, позвала сама, дала в руки ножницы и позволила срезать веревочку, не завязывая глаза. И дала мне жетончик. Это был единственный полученный мною жетончик, и на него ничего нельзя было купить, увы. Даже конфетки, а мне так хотелось конфетку… (ко мне ведь никто не приезжал в родительские дни, мама была в своем краснодарском крае, бабушка в Сочи… )
Так что я потопталась у прилавков веселой ярмарки, пооблизывалась на заветную конфетку и отошла. Без конфетки((
Зато у меня была книжка Бемби.
И я помню, как ходила по поляне, где шли веселые соревнования, уже не пытаясь ни в чем участвовать, просто прижимая к себе книжку и думая о том, что олененок тоже был сначала маленьким и слабым…
Вот, собственно, и вся история.
Спасибо Зальтену, написавшему эту чудесную сказку, так поддержавшую маленькую 6-тилетнюю девочку.
И не надо в комментариях ничего писать о моих родителях, хорошо?
О маме я еще напишу отдельно. Не ее вина, что она была такой, какой была.
Взрослые, как я писала выше, наверняка искренно считали, что делают благое дело, оздоравливая слабенького ребенка.
А я в результате тоже стала тем, кем стала:  сильной и взрослой женщиной, много в жизни сумевшей достичь. Как маленький олененок из удивительной книжки Зальтена. 

20 комментариев:

  1. Душераздирающе (((.
    Я ничего не буду писать о родителях, понятно, что они хотели с санаторием "как лучше". Но мне просто непонятно: обычно, если родители едут в гости в деревню, особенно в теплый благодатный край (Краснодарский) - они ведь обычно стараются взять с собой ребенка? чтобы он там накушался фруктов...
    Хотя у меня папа тоже ездил на Кубань к родителям каждый год и не брал меня с собой. Но это как раз понятно: туда категорически не хотела ездить моя мама, так что он ездил один.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное, они хотели, чтобы я подлечилась. Совершенно не помню, были ли в этом санатории хоть какие-то процедуры.
      Возможно и были, обычно что-то бывает в санаториях лечебное. Но не помню. Помню только то, что рассказала.

      Удалить
    2. Конечно, они хотели, чтобы ты подлечилась - раз у тебя были ревматические атаки! Я о другом спрашиваю - почему с собой не взяли в такое, казалось бы, очень хорошее для уральского ребенка место. А как потом? Тоже не брали?

      Удалить
  2. Слезы наворачиваются (((. Не буду о твоих родителях, Таня, я думаю о своей маме.... Такие знакомые чувства. И очень много лет понадобилось, что бы найти внутри себя благодарность, искренюю. За самостоятельность свою, независимость, рассудительность и лояльность к мелочам и способность чувствовать чужую боль. Ведь если бы не такие бОльные детские зарисовки, кто знает, куда повернула бы детская душа и мимо какого урока прошла бы мимо. Почему-то я уверена, что воспитывая своих детей, ты всегда помнила эту историю с Бэмби.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я им даже книжку купила сразу, как сочла что достаточно подросли.
      Но на них не такое впечатление она произвела, во всяком случае любимой не стала.
      Так же как любимая мною в мелком детстве книжка "папа, мама, 8 детей и грузовик"... Такая милая книжка, с таким теплы юмором написана, а на дочку и внучку впечатления не произвела.
      У каждого свой характер, свои потребности и свои любимые книжки (или фильмы)...

      Удалить
    2. не огорчайся ))) у всех свои поворотные моменты и свои спасательные круги, это наверное нормально, как мне кажется

      Удалить
    3. Ага. Когда-нибудь они тоже напишут о своем детстве)))
      И явно не то, что виделось родителям ))

      Удалить
  3. Когда мне было 5 лет случился чернобыль. И мама решила отправить меня в безопасные места к своей маме, т.е. к моей бабушке. А проживала моя бабушка с мои дедушкой в городе Нижний Тагил. Ребенок я была очень нежный и ранимый. Маму не отпускала от себя ни на шаг. Она была моей лучшей подружкой, моим лучшим другом. моим щитом и вобще всей моей жизнью. Мама думаю не до конца понимала насколько глубоко ее ребенок был к ней привязан. И вот мама довезла меня на поезде до города Москва. В поезде мама с дедушкой решили устроить "комбину" -подмен. Чтобы заране меня не травмировать мама мне говорила что мы с ней вместе едем в гости к бабушке. и вот в Москве к нам подсаживается мой дедушка, а мама мне говорит. что она сходит купить мне попить. И ....не возвращается... Поезд трогается и я уезжаю вместе с дедушкой , которого вижу в первый раз сознательно в пятилетнем возрасте в Нижний тагил....Фактически с чужим дядей меня оставили.
    Тот факт. что этот дядя меня обажал и жизнь за меня готов отдать пятилетнему ребенку непонятно. Ему погнятно только одно. что мама его обманула. Она вышла купить попить и не вернулась. сколько там ехать до Нижнего Тагила из Москвы? Полтора суток? Я все это время ничего не ела, отказалась от апельсина лдаже, который тогда было не достать, не елы, а только пила водичку. Ни с кем не разговаривала, отвернулась от дедушки и лежала уткнувшись в стенку.
    травма на всю жинзь. там я провела месяц. Меня холили и лелеяли, но с дедушкой я отказывалась быть дома, бабушке пршлось взять больничный. Через месяц в день приезда мамы я с самого утра сидела ее ждала на лавочке. Не сходила с поста ни на секунду.
    Я вот думаю - что родителям периодически нужно задумываться и томю. что чувствует ребенок, а не только они. даже если они что-то делают как им кажется во благо ребенка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бедный дедушка... он-то был не виноват.
      Все чаще задумываюсь, как непросто понять, что на самом деле чувствует ребенок. Ведь все мы разные. Даже если не смотреть на ребенка свысока, а общаться на равных - можно легко причинить ему травму на всю жизнь. Ведь дети часто не могут толком вербализовать свои чувства, более того, они нередко говорят, что им хорошо, когда на самом деле в душе бушует буря...
      Маленькую девочку Ирочку очень жалко... обман - это такой огромный удар...

      Удалить
    2. Да, очень важно говорить детям правду. Даже если она тяжелая. Даже если она- о смерти…
      Иначе ложь воспринимается предательством.
      Тем более, что "тайное всегда становится явным", это даже мадыши из "Денискиных рассказов" знают)) )
      Жень, не вмегда можно понять ребенка. Но всегда можно быть с ним честным, хоть это и трудно.

      Удалить
    3. Да, дедуля оказался крайним)))
      Причем я точно помню. что он ластился ко мне всячески. и так и сяк. И Ирочка, и золотце, и игрушки покупал, и вл юбви мне признавался. Но я была непреклонна)
      А вот что запомнилось , так это похода не помню как называлось в какое-то детское кафе. там продавали изумительные пирожки с рисом. Я этот вкус поню до сих пор. Красная Шапочка что ли кафе называлось... надо спросить у мамы...

      Удалить
    4. Таня, ты права, конечно. Врать детям нельзя. Но я немножко о другом, так сказать, на смежную тему: как нечаянно не травмировать ребенка просто от недопонимания?
      Кстати, "Тайное становится явным" я вчера вспоминала :). Нам младший сын наврал, причем так просто, между делом. И мы его долго стыдили. И я ему посоветовала перечитать этот рассказ.

      Удалить
    5. Ириш, спасибо за рассказ.
      Ситуация ну, прямо очень похожая)
      Когда видишь, что не один ты совсем в мелком возрасте в нее попадал, это как-то поддерживает. Ну, как будто этот малыш не одинок в своем несчастье. И что не только твои родители из самых благих побуждений совершали такие глупости…

      Удалить
    6. Да, Татьяна, я вас хорошо понимаю)

      Удалить
  4. Танюша, почитала твои детские воспоминания и твоих собеседниц, ваши детские обиды на взрослых и подумала, ах как бы вам надо было пожить хоть пару дней в моем детстве, у моих родителей. Я о нем даже писать не хочу. Одно скажу, что никаких обид ни на кого не осталось, пожалуй и не было, все принимала как должное. Просто тогда еще ребенком я знала, что у моих детей детство будет лучше, намного лучше, я это тогда твердо знала. Когда заканчивала школу была уверена, что надо обязательно поступить в вуз, чтобы уехать из дома, получить образование и построить свою жизнь, совсем другую. Что я и сделала.
    Из прочитанного поняла, что вы девочки, жили в хороших, благополучных семьях, и должны благодарить за это Всевышнего и своих родителей, которые вас любили.
    Таня, я очень многое помню из своего детства. из разных периодов и очень ранних. Детство запомнилось картинками, как фотографии в памяти, даже интересно, иногда помню такие нюансы, а есть периоды - полнейшие провалы. Так быстро жизнь прошла. Причем детство так быстро не пролетало, кажется, что половина прожитой жизни было детство, остальное взрослая и зрелая жизнь, и с каждым годом течение жизни набирает ускорение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оль, а где и в чем ты обиды увидела?
      Я вроде ни слова обиженного не написала. Может, мне так кажется, конечно?
      Я написала про боль одинокого ребенка, и про книжку, которая помогла продержаться. При этом никого не обвиняла, да и ни про какие обиды вроде не писала... Где ты такое углядела...
      Я вот собираюсь про маму написать отдельно. И будет понятно, что за военное детство ей досталось, и почему она была такая, какой была. И я ее очень люблю.

      Удалить
  5. Таня, извини, что твою детскую боль назвала обидой. Я не только тебе писала, но и тем , кто тоже вспомнил свое "тяжелое" детство здесь в обсуждении темы. По-моему, это очевидно из моего текста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, мне кажется, что любая детская боль- это боль. Раз она осталась в памяти. Неважно, чем она вызвана: потерей куклы или нехваткой необходимого. Пренебрежением родителей или насмешкоми сверстников.
      Если ребенку больно, ему с этим быть тяжело. И тогда эта тяжесть не заслуживает кавычек, на мой взгляд.

      Удалить
    2. Оля, а что для тебя значит тяжелое детство, действительно тяжелое, без кавычек?
      Я свое детство тяжелым назвать никак не могу, я бы скорее назвала его травмирующим.
      Думаю, и девочки не о "тяжелом детстве" писали, а о травматичных моментах, которые, больше или меньше, но есть в истории каждого человека: и детской, и взрослой.
      А ты скорее имеешь в виду тяжелое детство в целом.
      И мне стало интересно, что это для тебя?

      Удалить
    3. И мне тоже интересно, кстати. Детство моих родителей было нелегким, нищим и голодным. Но это я умом понимаю, от них я никогда не слышала, что у них было "тяжелое детство". Ольга, что вы вкладываете в эти слова?

      Удалить