воскресенье, 21 сентября 2014 г.

С любовью к детству. Первенцы и их мамы.

Ну не очень получается у меня о детстве хронологически.
Скорее тематически.
Вот подумалось сейчас о первенцах. Я в семье старший ребенок. Ну, и у меня один из детей, хочешь - не хочешь, но все же старшим получился.
Есть много психологических исследований об особенностях старших детей, младших, средних... Если интересно - можно и поискать, и почитать, и с собой сравнить.
Но я пишу просто свои воспоминания. Уж даже и не знаю, для чего. Настроение такое. Почему-то мне это важно.
И расскажу я скорее не о своем первенце, конечно (на это я согласия не получала, да и не спрашивала), а о себе. Без всяких психологических изысков.
Да и не психологом я была, когда родила первого своего ребенка. А всего лишь студенткой второго курса биофака.
Я очень его ждала, своего малыша.
Я любила его, наверное, еще за пару лет до его появления...
Я можно сказать и замуж-то вышла так рано потому, что очень уж хотела ребенка. Хотела иметь родного человечка, которого я буду любить всем сердцем, и который будет любить меня. Потому, что нет вернее и теплее любви, чем любовь мамы к ребенку и ребенка к маме. Не хватило мне такой любви в детстве, но тоска по ней жила всегда...
И я мечтала о ребенке.
И родила ребенка - своего первенца.
В начале мая малыш появился на свет. Какое счастье!
Счастье?...
Потому, что тут случилось то, чего я не ожидала, о чем и не думала, и не догадывалась.
Я держала на руках младенца. Маленький, до чего же красивый и славный ребенок!.. Нет лучше моей крохи!.. Я вот говорила недавно детям, что я ими горжусь. Так я гордиться начала с той секунды, как взяла на руки этого чудесного малыша...
Что подвело меня в этот момент? Характер дурной, излишне ответственный?.. Мозги, набекрень посаженные?..
Но я по порядку...
Лежит у меня на руках это чудо, светленькое, чистенькое, такое милое и нежное... И никакое. Не доброе чудо и не злое. Не капризное чудо и не послушное. Не внимательное и не шаловливое... Не искренное чудо и не лгунишка... Не зря же младенцев с чистым листом сравнивают.
И показалось тут мне, что только от меня зависит, каким это чудо вырастет. Будет ли добрым, щедрым. Или эгоистичным. Честным или вруном... Дружелюбным, или обидчивым...
Так придавило меня этой ответственностью - вздохнуть невозможно.
Представляете - целая человеческая судьба в ваших руках!
Господи, какая там любовь к ребенку, о чем вы? Шаг влево - шаг вправо, и развитие вашего ненаглядного малыша пойдет наперекосяк.... Оооооо......
Я чувствовала себя так, как будто огромный каменище на меня свалился, и под ним распластало меня так, что не вздохнуть, ни рукой пошевелить, ни ногой... В лепешку раздавило...
Так ждала ребенка, так любила его уже заранее. И где эта любовь? Вся любовь вместе со мной распластана под грузом непереносимой, неподъемной ответственности... :(
Как же я старалась! Читала разные умные статьи в разных глупых журналах типа "Работницы". Или в чуть более умных типа "Семьи и школы"....
Оооооо.....
Вот один из примеров моей дурости. Плачет малыш. Недавно покормлен. Сухой. Значит - на руки брать нельзя. В каком-то из то ли умных, то ли глупых журналов было вычитано, что можно ребенка так избаловать. К рукам приучить. Потом жизни не будет.
Ну, а на выходе, понимаете, кто вырастет? - правильно, эгоист....
Неважно, что в душе все переворачивается, когда плачет твой ребенок. Но вместо себя пытаешься подсунуть плачущему малышу погремушку.  Потому, что взять на руки, - это же опасно, это же ужас-ужас, это же поступок с далеко идущими последствиями! Вот так возьмешь разок на руки, не успеешь оглянуться, как у тебя уже эгоист избалованный по дому бегает…
Значит, на руки лишний раз не берем. Гуляем, сколько положено. Кормим, сколько положено. И т.д и т.п...
Когда там полюбоваться на собственное дитя? Надо думать, все ли правильно сделано.... и почитать, что там еще в журналах и книжках советуют...
Ооооо......
Этот период таки закончился. Закончился он с рождением второго ребенка. Хорошо, что это случилось довольно быстро - всего лишь через полтора года.
Я изменилась. Не знаю даже, как это изменение произошло. Для меня совершенно неожиданно. В какой-то момент я перестала бояться сделать что-то не так. И сразу стала свободнее. Смогла не просто восхищаться своим старшим малышом - но начала с ним общаться, видеть его (а не то, что должна увидеть), чувствовать. Начала и одному и другому ребенку радоваться... И на руках держать, сколько захотят. Я к тому времени прочитала про развитие маленьких обезьянок: их до определенного возраста мамы с рук не спускают. Так и живет на маме маленький обезьянчик, за шерстку держится. Несколько месяцев подряд. Иначе малыш не чувствует себя в безопасности и вырастает с необратимым дефектом психики. Я и подумала - это обезьянчику для развития нужна мама и безопасность, а чем же дети человеческие хуже? Им разве безопасность не нужна?
Всех остальных детей я с рук не спускала. Посуду мыть, картошку чистить - все с детьми. Ребенок подмышкой, локтем и бедром придерживается, руки более - менее свободны, мама делами занимается. Может, не очень уютное положение - зато с мамой.
А вот старшей моей все же досталось на первом году. Уж прости, солнышко, свою бестолковую юную маму... Она же как лучше хотела... Так старалась... Так боялась сделать что-то не так, повредить своей крошке...
Ну, вот и вся история. Психология исследует отличия между старшими детьми и средними. Средними и младшими... А у старших иногда оказываются просто глупые гиперответственные юные мамы...... 

14 комментариев:

  1. Тань, ну ее, эту хронологию! У тебя как раз тематически хорошо получается :).
    Вот задумалась тоже. У меня после родов таких закидонов со старшим не было. Потому что я умная была? Да нет же! Потому что перед родами ходила на курсы естественного родительства - а там, наоборот, учили, что с ребенком надо как можно больше контактировать физически. То есть я тоже была полна установок со стороны - только других.
    И еще про старших детей. Думаю, у всех это так: старшие дети - они как подопытные кролики, бедные. Как мы старшего наказывали! Страшно вспомнить! Из лучших побуждений, конечно - тоже пытались что-то там воспитать. Нет, бить не били. Зато в ванной комнате запирали, компьютера лишали НА ГОДЫ. Отучали бояться темноты - уже не помню как... В общем, досталось бедному парню.
    А с младшим почему-то совсем не так. Расслабились. Никаких суровых наказаний. Никаких педагогических теорий. Как-то уже родительская интуиция сама подсказывает, что стОит делать, а что нет.
    Так что, Тань, не только у тебя так. Меня вот тоже совесть мучает. Но у тебя потом еще четверо родилось, а у меня только один...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот для того и нужны бабушки, балующие детей и любящие. старшим особенно нужны, наверное. Компенсация родительской гиперответственности...

      Удалить
    2. Увы, единственная бабушка тоже была строгая. И тоже его наказывала :(.
      Да мы ее почти и не видели.

      Удалить
    3. Впрочем, был же зато дедушка - вот уж он баловал так баловал :).

      Удалить
  2. И я тоже на руки не брала просто так.
    И что? Ничего страшного не произошло.
    Но у меня нет возможности сравнить, что было бы, если бы....
    А к младшим родители всегда иначе относятся.
    Мне еще очень очень давно одна женщина сказала, что первенец рождается через год после свадьбы, когда мужчина еще очень любит женщину , а потому к ребенку он своему этому будет несколько холоден, но уже через несколько лет второго своего ребенка он будет обожать, так как любовь его к жене несколько остынет.
    И в пример приводила эта моя знакомая себя и младшую свою сестру, мол, папа к ней строг , а младшей дочке всё разрешает.
    Наверное, эта теория верна.
    Но тут уж мужчина может подтвердить или опровергнуть это.
    А бабушки....они все очень разные.
    Бывает, что каких то внуков они любят больше, каких то меньше.
    Может, это зависит от количества времени, проводимых с детьми?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не знаю, Аня. Все очень неоднозначно. И про мужчин, и про бабушек. И время, и характеры - все важно...
      Я просто о себе пишу, о своем опыте. Глядишь, кому поможет избежать этой излишней ответственности... Хотя каждый все равно на свои грабли наступает...

      Удалить
    2. И еще добавлю.
      Наверное, не так важно, больше ты берешь на руки ребенка, меньше ли...
      Самым страшным для меня было, что эта ответственность мешала просто любить ребенка. А вот это как раз важно очень.
      Пока я от нее не избавилась, я не могла радоваться ребенку, наслаждаться его присутствием, просто любить от души, тепло и расслабленно. Любила, разумеется, но как-то так.... В тени огромной, все закрываюшей ответственности...
      Вот это была самая большая беда. Хорошо, что недолгая.

      Удалить
    3. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  3. Чувство ответственности? У меня оно выражалось в том, что я не должна обидеть, не должна не обратить внимание на что то....
    Для меня ответственность -постоянное внимание . (Нет, не чрезмерное). Внимание к духовным нуждам.
    Ответственность -всегда поставить себя на место ребенка.
    Мне было это очень легко. Я очень хорошо помню себя маленькой.
    И эта ответственность любви не мешала.
    Для меня такая ответственность и есть часть любви.
    А родители и бабушки-дедушки , конечно, все разные

    ОтветитьУдалить
  4. Таня, ты знаешь, когда я, родила старшую дочку, мне было 19 лет.
    Я во время беременности тоже много читала, готовилась. Но первые 2 месяца я просто пробыла в каком-то состоянии шока. И даже были мысли - зачем же я сама себе всё это устроила? Какая дикая ответственность! А если я не справляюсь?? А материнская любовь пришла ко мне только через 2 месяца. Может быть это просто было очень рано заводить ребёнка в таком возрасте. Зато сейчас у меня есть взрослая 24-летняя дочка, умница, красавица, и я её очень люблю и горжусь ею.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот-вот…
      Мной шок воспринимался образно, в виде булыжника, на меня навалившегося…
      Проходил медленно и долго. Хотя когда ребенку было 3 мес, я чувствовала себя уже такой знающей, понимающей и умелой мамой, что даже рискнула вернуться в Кемерово, но ответственность оставалась…
      Не знаю, что больше повлияло: возраст или характер. Думаю, характер тоже свою роль сыграл…

      Удалить
  5. Нет, возраст тут не при чем. Мне было далеко не 19, и было странное ощущение, что возникла какая то огромная забота!
    То есть было чувство ответственности из головы, а не из души.
    Прошло восемь недель, 6 утра, очень хочется спать (я вообще сова), ребенок заплакал, я, конечно же, встаю , беру его , кладу на столик , он сразу перестает плакать и вдруг ....улыбается! Впервые. Конкретно мне. И с этого момента ответственность превратилась ...в потребность. Дополнила любовь.
    Ответственность не шла из головы, только из сердца.
    И у моей приятельницы было всё так же.
    И ей было уже под 30.
    Так что у всех всё по разному.
    Но этот момент первой улыбки...!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Хорошая статья, крик души! Человек и взрослым становится, когда отходит от "норм и правил", часто дурацких и действует по сердцу своему.Тут роль по-женски умных и любящих бабушек переоценить невозможно.Кто как ни они снимет "гирю" ДОЛЖЕН с молодой мамы? Танюша будь здорова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Валера.
      Но с мамы эту гирю не снять, наверное. Пока мама сама не поймет, как и без нее можно управляться.
      А вот малышу облегчить гнет "норм и правил" - это самое что ни на есть важное бабушкино (или дедушкино) дело.

      Удалить