пятница, 26 сентября 2014 г.

По ту сторону жизни.

Вот подумалось мне отчего-то. Есть поверье, что по ту сторону жизни ждут нас те, кого мы любили. Те, кто раньше нас из жизни ушел.
Я не очень верю в эти вещи. Никому не дано знать, что там, по ту сторону.
Скорее всего, пусто там и ничего больше нет. Так оно вернее. 
А что до встречи с родными и любимыми... Я понимаю, что придумали это люди, для которых разлука была непереносимой. И эта надежда - после смерти увидеться - она помогала справиться с горем.
Но захотелось мне все же на эту тему пофантазировать.
И подумала я: если бы довелось, то кого я хотела бы встретить по ту сторону и с кем остаться (вроде бы эта встреча предполагает, что расставания больше не будет, так ведь?)
Я бы очень хотела встретить там свою бабушку. Ту самую бабушку Веру из моего раннего детства, что исчезла из моей жизни вместе с отцом. Ту, которая любила меня. Ту, у которой всегда ждала меня, маленькую, коробочка с орешками.  
Кстати, у бабушки Веры было пятеро детей. Это не ее ли я повторяю своей жизнью?
Как же мне всегда ее не хватало, и любви ее.

Дед... Тяжело встретить деда... Он тоже очень любил меня маленькую. И я очень любила его. И теперь, когда мне трудно, когда случается какой-то кризис - мне снится мой дед.
Отчего же тогда тяжело было бы встретить его на той стороне? Просто очень уж виноватой я себя перед ним чувствую.
Он умирал от рака прямой кишки и последний год жизни жил со стомой, выведенной на живот и с калоприемником. И от него исходил такой жуткий запах... Я тогда уже давно жила в Кемерово, но летом иногда приезжала в отпуск. И вот приезжала в тот последний год дедовой жизни. И навестила его только раз или два... Мне так стыдно, если честно. Я не могла себя пересилить. Это уже не мой дед был - это был неузнаваемо изменившийся, незнакомый умирающий человек, окруженный ужасной смесью запахов... Да и вся комната пропахла тем же: калом, лекарствами... смертью... Я не выдерживала. Мне так трудно было даже войти в эту комнату... а уж подойти, поцеловать... Я не знала, что и как ему сказать... Мне было и страшно, и неприятно...
А теперь мне очень стыдно за ту себя.
Мне сначала надо от этих своих стыда и вины избавиться, и сказать деду, как сильно я любила и люблю его. Рассказать, как напугана я была. И попросить прощения. Ну, а там - как получится. 
Вместе остаться - скорее всего нет. Дед там наверняка с бабушкой. Это для нее место в его сердце, это ее он любил больше всех других людей. И это она в тот последний страшный год ухаживала за ним, не замечая ни страшного запаха, ни еще более страшных изменений... Так что пусть они будут вместе. Мне бы только извиниться. И сказать, как он мне дорог. И пойти дальше своей дорогой.

Есть еще бабушка, мамина мама, та, что в моей фантазии - рядом с дедом. Ну, и сама мама тоже.
Нет, я их любила, безусловно. Но я никогда не чувствовала их любви. Они меня воспитывали. Просто взяли в оборот. И больше не выпускали, пока сама не вырвалась, повзрослев.
Я вот думаю - может, их та самая ответственность, о которой я недавно писала, так никогда и не покинула? Потому что не помню я, чтобы они меня любили, помню лишь, что воспитывали. Стыдили, убеждали... То вдвоем, то поодиночке. А вот что любили - не помню. Не чувствовала никогда. Вроде бы даже и не говорили об этом. Я своим детям никогда не устаю говорить, как сильно я их люблю и какие они у меня замечательные. Я чувствую так, и не могу не сказать о том, что я чувствую. Но ни от бабушки, ни от мамы я никогда таких слов не слышала. Ни разу. Ни словечка не помню. А как же важно, наверное, ребенку чувствовать себя замечательным... Но, не могли они мне этого дать. Вся их любовь заключалась в лечении и воспитании.
И как-то совсем не хочется мне, чтобы по ту сторону жизни меня продолжали учить и воспитывать.
Нет, у меня конечно есть, за что их поблагодарить. Бабушка как-то связала мне шапочку, сшила 2 платья к лету именно такие, какие я попросила. Мама подарки какие-то дарила... Иногда стараясь учесть мои пожелания даже. Явно желая порадовать меня. И собаку таки купила, хотя всегда очень не хотела.
За это я могу их поблагодарить, если встречу на той стороне жизни. Но и только. Рядом оставаться мне совсем не хочется.С такими, какими я их помню - не хочется.
Я, конечно, не знаю. Может быть, по ту сторону жизни люди меняются? Но в общем-то сильно сомневаюсь, что на той стороне может вдруг появиться то, чего не было на этой.
А возможно, я просто плохо их знала: маму и бабушку. Что-то не разглядела и не поняла в них. Удастся ли разглядеть это по ту сторону жизни?

PS о папе и его семье не пишу) Папа жив - здоров и дай Бог ему еще долгих - долгих лет жизни. А когда нас обоих не будет - по ту сторону жизни я бы рада была быть где-то поблизости.

Вот оно как. Самые дорогие мои люди, оказывается, это бабушка Вера, дед и папа.
Мама, конечно, тоже. Но уж очень много горечи в моей любви, мешает эта горечь встрече... Очень хочется примириться. И не верится, что это возможно. Вот и встрече с дедом стыд и вина мешают. Но с этим проще, тут можно искренне извиниться. А вот что делать с горечью детской отверженности - я не знаю.

А "по ту сторону жизни" - это как тест. Проверка истинности любви. Проверка взаимности. Или, возможно, меры любви и горечи? Любви и вины? Чего еще?

PPS Пока я все это писала, вспомнился отчего-то рассказ Саймака "Земля осенняя". Странно, совсем о другом рассказ.
И герой рассказа - живой. Да, попадает он в странный мир, очень похожий для меня на мир "по ту сторону жизни", каким я хотела бы его видеть... Но по рассказу это мир для живых. Мир - перепутье. И встречаются там герою рассказа сплошь незнакомцы. Не знаю, вдруг и правда неважно, кто там может встретиться по ту сторону жизни?
Если кому-то захочется - можно просто перечитать рассказ.  Он очень красивый. Может, когда-нибудь в следующей жизни я тоже научусь писать красивые рассказы? :)

12 комментариев:

  1. Татьяна, очень откровенно!

    ОтветитьУдалить
  2. Да... Заставило задуматься.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Как всегда, пронзительный пост...
    На эту тему есть классный фильм - "Куда приводят мечты".
    Посмотри, если не смотрела.
    Я, положим, не во всем согласна с теми трактовками жизни после смерти, но в целом интересные идеи, и заставляет задуматься. Можно поворачивать образы так-сяк, пытаться соспоставить со своим.
    Прочитав твой пост, я поняла, что у меня на данном этапе вообще нет людей, с которыми я хотела бы встретиться там :(. Даже не знаю, почему. Может, потому, что я все это представляю несколько по-другому. А может, оттого, что мой самый близкий человек жив, слава Богу....
    И насчет дедушки. У меня тоже есть такая "заноза" - моя мама. Она умирала от рака пару месяцев, и это было тяжело. И я была таким ребенком... хотя по паспорту вполне совершеннолетняя. Мне так хотелось быть подальше от болезни и смерти, такое сильное животное желание молодого человека. А ей хотелось, чтобы я была рядом, насмотреться на меня. А я ставила стенку. Я напишу про это.. если решусь. В общем, мне уже давно стыдно из-за этого. Возможно, уже и тогда было стыдно - но я все равно отстранялась :(.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, это же не трактовки. Есть ли что по ту сторону жизни - никто на самом деле не знает и знать не может. А эта картинка для меня просто повод подумать о тех, кто мне дорог. Кто уже ушел и я не успела что-то сказать, поблагодарить или извиниться. И о тех, кто пока со мной, как папа.

      Удалить
    2. Таня, когда я написала "трактовки", я имела в виду не твой пост, а фильм. Ну, может, там тоже не трактовки. Я имела в виду "трактовку темы потустороннего бытия", вот. Потому что в фильме эта тема, безусловно, как-то трактуется.

      Удалить
    3. Ну, мне в голову не пришло, что ты о фильме, т.к. я его не видела.
      А метафора нужна была мне только для того, чтобы написать о тех, кого я любила. Она была средством, а не самоцелью.
      Само по себе "потустороннее бытие" меня интересует очень мало, я просто в него не верю)
      Хотя все это неважно, темы всегда многослойны, а фильм я как-нибудь посмотрю, если будет подходящее настроение ))

      Удалить
    4. Ну, в фильме тоже "фантазия на тему", а не научное исследование :).

      Удалить
  4. Пока читал про деда, чуть слезу не пустил, а про маму, ну очень похоже.

    ОтветитьУдалить
  5. как я поняла вы психолог. есть ли у вас опыт работы с детьми 7-8 лет
    ребенок трудный. мы из натании.
    я поняла вы занимаетесь частным образом

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я достаточно много занималась с детьми в России. Здесь пока не работала, но можно попробовать.
      Напишите мне в личку подробнее - что с ребенком, в чем Ваши сложности и опасения?
      gtl_@mail.ru

      Удалить