понедельник, 8 сентября 2014 г.

С любовью к детству. Бунт.

Я потерялась в хронологии.
После ясельного детства я прыгаю сразу в конец школы, ничего? Ну, с небольшим экскурсом в дошкольный возраст.
Ну, как-то так работает моя память: подкидывает мне картинки по своему выбору ))
И захотелось мне рассказать про бунт и послушание. Или наоборот, про послушание и бунт?
В детстве я была послушным ребенком. Настолько послушным, что вот уже сколько лет живу, и все не перестаю изумляться. Если бы сама такой не была, ни за что бы не поверила, что такие дети в природе существуют.
Вот, например. Я маленькая часто болела, я еще напишу об этом. А мама моя преподавала. Сольфеджио, теорию музыки, анализ хоровых произведений, гармонию, что -то еще такое - эдакое. Плохо я в этом разбираюсь. Но мама была фанатом своей работы. И для нее, наверное, было совершенно недопустимо пропустить уроки. Даже по больничному. Даже если заболел твой ребенок.
А болела я много и подолгу. Совсем крохе, мне в таких случаях нанимали временных нянек. Сидели со мной какие-то странные противные бабки. Почему-то невообразимо толстые. Или это мне так казалось?  Но когда я начинала чуточку поправляться и эти няньки выводили меня погулять, я помню, ужасно стеснялась, что иду рядом с этими толстенными бабками. По сравнению с моей изящной мамой и вполне нормальной комплекции бабушками эти няньки были просто ходячими бочками. Где только мама таких находила?
Но, возможно, няньки были ничего, просто они были со мной недолго и не успевали стать "своими"? Ведь выздоровеет ребенок- и снова в детский сад, до следующей болезни и следующей няньки :)
А когда мне было лет пять (насчет возраста я уверена, т.к вспоминается та однокомнатная квартира, в которой мы жили после маминого развода - значит, мне от 5 до 6 лет. Потому что потом наша семья снова переехала), няньки из моей жизни исчезли. Видимо, меня сочли достаточно взрослой и сознательной, чтобы оставлять одну.
И я и вправду была такой!  Мне оставляли игрушек на стуле около кровати, стопочку книжек, заводили будильник и уходили на работу. И я должна была оставаться в постели и лишь по звонку будильника шлепать на кухню, брать оставленные мне на столе лекарства, выпивать их, разворачивать оставленный в одеяле обед, кушать и возвращаться в постель.
Вы представляете?  Я так и поступала! Мне ни разу не приходило в голову вылезти из постели, поиграть в другом каком месте.… И уж тем более побаловаться и похулиганить... Так и оставалась в кровати до прихода мамы:  играла, читала, спала.
Мне до сих пор не верится. Много вы знаете пятилеток, которых можно было оставить на весь день, с обедом, завернутым в одеяло?
Как сейчас стоит перед глазами эпизод. Мама собирается уходить, как всегда оставила мне игрушек и новую книжку. Даже название книжки помню:  "Приключение октябренка Васи Сомова в прошлом".
Открываю книгу, а там, вот беда, первая главка, целая страница, набрана совершенно незнакомыми буквами!  Наверное, это и есть те самые письменные буквы, которые учат в школе… Но я пока умею читать только печатный текст. Что же делать, мама уже в коридоре и сейчас уйдет!.. Как же мне читать книгу дальше, не зная, что там в начале? И вот нарушаю запрет, и скорей-скорей бегу в коридор: "мама, прочитай, я не могу, я не знаю эти буквы! " И мама быстро прочитывает мне эту первую страницу, и, вот удивительно, даже не сердится, что я вылезла из постели. (суперпослушное дитя ждало разноса: как же, из постели вылезло, в коридор на сквозняки прибежало. Этим и запомнился эпизод: ожиданием разноса и удивлением, что его не последовало… )
Мама уходит, а я остаюсь читать и играть. До звонка будильника )))
Потрясающе послушный ребенок.
Но… Послушный ребенок- это несвободный ребенок. И когда-нибудь ему захочется свободы. Хорошо бы родителям это понимать. И не удивляться, когда дитя взбунтуется.
Мой бунт пришел поздно, но пришел.
Я училась в последнем, 10-м классе. Надо было решать, куда поступать. Родители, ну как и все родители, видели мое будущее как-то по-своему. Они учитывали, что я заканчиваю английскую спецшколу, и им казалось логичным, что я должна продолжать заниматься языком.
И мне был обрисован следующий путь: "Таня, в ленинградском институте культуры, который заканчивал папа, (папа мой дирижер-хоровик), есть библиотечное отделение. Там можно получить специальность библиотекаря для библиотек иностранной технической литературы. Таня,  это же так чудесно:  учиться 5 лет в Ленинграде! Папа учился, и это были самые счастливые его годы! Это же Ленинград! И очень важно, что тебя не распределят в деревню, в деревнях не бывает иностранных технических библиотек!  Ты всегда будешь работать в большом городе! (если вы помните, в советские времена существовало распределение. Выпускник должен был отработать 3 года там, куда его пошлют - очень часто в деревне). У тебя всегда будет возможность подрабатывать переводами, ты не будешь сидеть без денег!"
Так говорили взрослые. И Таня послушно соглашалась:  почему бы и нет?  Учиться в Ленинграде... Работать в большом городе… Наверное, это действительно хорошо. И я записалась в местный университет на подготовительные курсы филфака, т.к предметы, требующиеся для поступления, совпадали:  история, литература, английский…
К слову сказать, курсы мне нравились очень. Но я просто любила учиться и узнавать новое, я и к репетитору по физике за компанию с подружками, готовящимися в мед, ходила. И что, что физику на библиотечное не сдавать? Интересно же!
Так вот, взбунтовалась я сразу после выпускных. Я вдруг представила себе, как всю оставшуюся жизнь сижу в этой ужасной технической библиотеке… Да еще и подрабатываю переводами!
А надо сказать, что в программу спецшкол входил 2-х годичный курс технического перевода. И при распределении по группам я попала в группу автомобилестроения. 2 года переводила отвратительные тексты про устройство автомобиля, про работу грузового транспорта и прочую гадость. И этим я должна буду себе на жизнь зарабатывать?!
И тут суперпослушное дитя не выдержало. И стало лихорадочно соображать, куда же все таки пойти учиться и кем быть.
Психология в голове мелькнула и была тут же отметена. В то время в России всего 2 факультета готовили психологов:  при московском и ленинградском университетах,  и ехать туда совсем без подготовки было безумием. Кроме того, экзамены в эти университеты начинались сразу после выпускных, в июле, а не в августе, как по всей стране. А мне надо было переподготовиться, я весь год совсем не то учила. В общем, струсила даже пробовать. И психология, позже ставшая частью моей жизни, мелькнула в голове и была сразу отброшена.
Осталось 2 варианта. В старших классах меня очень интересовали разные теории развития, я обдумывала параллели в развитии общества и живых организмов, пыталась приложить теорию эволюции к социуму, искала закономерности.
И так, философия, или, на худой конец, биология.
Вариант с философским факультетом был серьезно рассмотрен и тоже отброшен. Его плюсами были мой интерес и экзамены, совпадающие с библиотечными. Но все закрыл огромнейший минус:  я не знала, где и кем работают люди, закончившие философский факультет. Изучать все это безумно интересно, но что потом?  Для меня философы - это были люди, пишущие философские книжки. Ну, вроде Гегеля или Монтеня.
Нет, посвящать жизнь написанию философских книжек я тоже не хотела, да и талантов к этому в себе не находила (на уровне Гегеля, естественно. Вы же помните мой юношеский максимализм из заметки о смысле жизни?)
И так, остался биофак.
Был тщательно изучен справочник для поступающих в ВУЗы и выбран томский университет. По той простой причине, что помимо общих для всех биофаков сочинения, химии и биологии там стоял письменный экзамен по математике вместо устной физики в других университетах. И я здраво рассудила, что подготовить за месяц 2 устных экзамена проще, чем 3.
Решение принято. Теперь осталось поставить в известность родителей и выдержать бурю.
Ох, что это была за буря! Мама не справлялась и вызвала подкрепление, на меня была брошена тяжелая артиллерия: бабушка Шура, мамина мама. Две женщины изо всех сил несколько дней "вправляли мне мозги". Папа робко пытался поддерживать то одну, то другую сторону... Растерявшийся мужчина среди трех упрямых воюющих женщин. :)
Шли жаркие бои: "Никуда не поедешь" - "Поеду"  "Не поступишь, не готовилась" - "Не беда, год поработаю, подготовлюсь". Ну, и все по новой,  как шарманка: "Не поедешь" - "Поеду".… ..
Наконец мама сдалась и сказала :"Хорошо. Я возьму отпуск, мы с тобой будем сидеть и заниматься и ты подготовишься и поедешь".
Какая-то победа, но не полная. Мама уже ухитрилась отравить мне месяц выпускных, когда пойти погулять и отдохнуть можно было только непосредственно в дни сдачи экзаменов. Вы же помните, какая я была послушная девочка? Раз сказано "не гулять, а сидеть заниматься",- значит, Таня не гуляет, а сидит… ну, скорее не занимается, а книжки читает большую часть времени, но и на улицу ни ногой… А на улице лето, друзья... Пропал июнь… И чтобы она отравила мне еще целый месяц?!  Ну уж нет! Свобода, неожиданная, первая в жизни свобода уже ощущалась всем телом, всей душой!
Пришлось пойти на хитрость:  "Мамочка, там весь июль подготовительные курсы на месяц,. Я поеду учиться на курсах, там я повторю все в системе, пойму требования…"
Убедила. Поехала. Весело провела месяц в абитуре, в меру занимаясь, в меру отсыпаясь, в меру развлекаясь.
Сдала экзамены.
Поступила.
Выучилась.
Благодаря этому биофаку работаю сейчас в школе.
Где бы я была сейчас, библиотекарь технических библиотек на иностранных языках?. .
Вот так неожиданно бунтуют самые послушные дети, когда приходит их час. 

25 комментариев:

  1. Замечательно!
    А вообще, нахожу столько параллелей с собой. Ну, мы с тобой почти ровесницы :).
    Я тоже много болела, но сидела дома не одна, а с бабушкой. Впрочем, помню, что не было у меня никаких поползновений встать и чем-то позаниматься: раз уж болею - так послушно лежу или сижу в постели, читаю или раскрашиваю картинки. Хорошо помню это свое ощущение. Тоже была послушная.
    Иностранные языки... наверное, тяжело бы тебе пришлось :). Ну и тех. перевод и вправду скучен. Я ведь тоже в спецшколе училась. Впрочем, я пару лет и правда этим подрабатывала: когда сидела в своем первом декрете.
    И да, представляю шок твоих родителей. Вдруг задумалась: не так легко отпустить повзрослевшего ребенка. Но ладно в Израиле: страна маленькая, так что регулярные встречи - не проблема. А в огромном СССР?? Меня вот не отпустили. Ну, я особо и не рвалась, страшно было жить в какой-то там общаге - я ведь была очень домашним ребенком. "Финт ушами" я сделала позже. Проучившись 2,5 года на инженера-экономиста, поняла, что мне все это кажется очень скучным. Решила перевестись на радиофак, сходила к декану радиофака, сходила к зав.кафедрой и договорилась, что меня возьмут. А уж потом пришла домой и гордо заявила: "Мама, я перевожусь на радиофак!" Родители, конечно, были в шоке, что их домашний ребенок сумел такое провернуть, даже не поставив их в известность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Меня готовы были отпустить - в Ленинград. Так что проблема была не в том, что я уезжаю.
      Вот со сменой направления мама впала в панику, т.к. уверена была, что я не поступлю, для нее почему-то это была трагедия. Она считала, что рабочая жизнь меня засосет - затянет и я не выучусь.
      И видимо ей уж очень нравилась та картинка, которую она себе нарисовала: дочка библиотекарь и переводчик технической литературы... Брррр....

      Удалить
    2. Ох уж эти родительские картинки... До сих пор не понимаю, почему меня отправили учиться на инженера-экономиста. А я наивно думала: "У меня мама инженер, папа экономист, а я буду инженер-экономист". И еще круче: "У нас в стране экономика хромает, и вот я буду ее поднимать!" Ха-ха-ха...

      Удалить
    3. А что ты смеешься? Нормальное юношеское желание.

      Удалить
  2. И опять важнейшая для меня тема. Я тоже была очень послушной девочкой. Мама до сих пор любит повторять" Каким ты хорошим ребенком была,послушным". Иточнее любила повторять. пока я не одернула лет в 25 - " " а хороший ребенок - это только послушный? только тот, кто делает то. что скажут родители?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Продолжу... По поводу выбора гдще учиться. Я много думала о том, как так вышло. что я пошла учиться на гребного философа. есил учесть. что это совершенно не мое. если мое было цифры и бухгалтерия, то почему это случилось сейчас?
      Моя родная сестра выучилась на дизайнера. Но она была непослушным ребенком. Она была и есть личность с большими буквами в каждом слове. Родители сказали ей. что ни на какого дизайнера она учитсья не будет, а будет учиться на экономиста. На что моя сестричка ответила, что значит она ен будет учиться вобще. Сейчас моя сестра заканчивает университет, является успешным и востребованным дизайнером. она отстояла себя. Бунтовала, воевала.
      Я же была очень послушной. Не любила конфликты. и очень боялась расстроить маму. она все время хваталась за сердце, знаал, что на меня это действует безотказно. Мам у меня была большим авторитетом, настолько большим, что когда я выросла и осознала что мама БЫЛА ВО МНГОМ НЕ ПРАВА, то мне в пору было обращаться к психологу. чтобы продолжать ее любить. и простить.
      Прощать учусь до сих пор.Не скажу, что всегда успешно, но при этом безумно ее люблю, хотя понимаю, что во многом мой отъезд в Израиль обсуловлен желанием заглушить в себе обиды, не видеть отношение к себе, притупить значимость вопросов.
      А вопрос очевиден - почему я нахожу себя в Израиле в 30 лет, а не в родной стране в 20 лет? Ответ очевиден, но мы все дружно в семье его умалчиваем - здесь я нашла безусловную любовь, понимание, поддержку во всех начинаниях, и здесь я начала слышать в 30 лет, что я молодец, что я умница, что у меня все получится.
      А в семье я слышала лишь критику. У нас считалось. что успехи и отличное поведение это норма. За это не хвалят. А вот за отступление от нормы нужно обязательно ругать.
      Извините. У себя на блоге не рискну такое сказать. А здесь очень захотелось вылить это.

      ну а по теме поста скажу. что я не рискнула бунтовать во время выбора куда идти учиться. И даже потом спустя пару лет я заикалась, чтобы перевестись на дщругой факультет, но в ответ слышала " не выдумывай. у меня итак здоровье ни к черту". так вот я и стала культурологом никому не нужзным, не востребованым, и понятия не имеющим где этим культурологом можно сделать карьеру.

      Удалить
    2. Грустно читать твой комментарий, Ириша.
      Я позже еще напишу пост: хочется поразмышлять, что стоит за чрезмерным детским послушанием.
      В одном уверена: слишком послушные дети- не счастливые дети.
      Но все же хорошо, что ты нашла себя и свое место. А что до культуролога… Не жалей. Гуманитарное обоазование развивало твои способности к языку, что оказалось не лишним в Израиле. + жает возможность живым и нескучным языком вести блог.
      Подумай на эту тему ))
      Вот мне мой давно забытый биофак сейчас пригождается. Все в жизни не лишнее, ты же сама вот все свои дневники скопила-сохранила. Так и образование ))

      Удалить
    3. У меня есть подруга - она большая умница и очень успешный человек как в науке, так и в бизнесе. Мама у нее тоже была диктатор. спекулирующий "сердечными приступами". Ну там вобще было все запущено. в 20 лет если моя подруга в 21.00 не приходила домой, то это был скандал. если на сессии не были получены все пятерки, то это катастрофа.
      Все это вылилось в то, что в 21 год моя подруга на неделю ушла из дома). Та, которая позже 21.00 не приходила домой, вобще ушла на неделю)))
      и ничего. Мама пержила и приняла тот факт, то дочка повзрослела, что у нее есть свое мнение.
      вот и такие бунты тоже бывают).

      Удалить
    4. А у меня бунт проявился позже. И к сожалению не по поводу выбора на когоу читьс. а по поводу выбора кого любить(). Я влюбилась в козла, но факт его козлиности был более заметен более умдрой и опытной маме))) И вот я точно помнбю, что она не пускала меня на свидание, а я вырывала у нее косметичку и мы чуть ли не подрались. В итогге свидание я отстояла. Это было лет в 20.
      Тоже бунт) С козлом я потом конечно же рассталась. но мама до сих пор вспоминает как я отбирала у нее косметику с боем.)

      Удалить
  3. Ира, как же я тебе сочувствую! Ну, может, хотя бы теперь у тебя будет профессия по душе?
    "...за отступление от нормы нужно обязательно ругать" - как же это знакомо! Мне, может, не так уж нужно было, чтобы меня хвалили - но так тогда и не ругали бы уж!! Нет ведь...

    ОтветитьУдалить
  4. "слишком послушные дети - не счастливые дети" - по-моему, это все-таки преувеличение... Да, я была послушной, потому что спорить было себе дороже. Но была ли я несчастной от этого? Вряд ли. Ведь я с другой стороны чувствовала, что меня все любят.
    А вот мой младший меня беспокоит. Он ужасно послушный. Слово любого учителя - закон. Мне страшновато за него. Но переубедить пока не удается. И при этом прекрасно понимаю, что бунт не за горами, и думаю, что это будет просто буря. В какие формы он выльется? Не знаю, но уже заранее не по себе...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, у него возраст такой и это нормально.
      Для детей в начальной школе авторитет учителя непререкаем. Критически относиться к его словам они еще не могут: слишком значимая фигура.
      Пройдет))
      А что до моего "преувеличения".
      Я написала "слишком послушные". Послушание послушанию рознь. Самые послушные дети должны баловаться и шалить, пробовать мир "на зубок". В этом креатив и творчество.
      Кстати, для меня есть разница в словах "не счастливые" и "несчастные".
      Я таки внимательна к словам. Можно не быть несчастным, но и не ощутить радости свободы, творчества и пр. А без этого для меня счастье "кособокое". Но это для меня. Теперешней. Знающей, что такое и свобода, и творчество.
      И, Женя, не ты ли писала в комментарии к прошлому моему рассказу, что у детей есть отличительная особенность: не воспринимать плохое, как плохое ;)
      Я вот и на садовой пятидневке была довольна, а сейчас меня это в ужас приводит и я понимаю, как мое, вполне счастливое детство, меня калечило. И пишу об этом. О себе пишу. О твоем детстве я не знаю ничего, ты о нем отдельно не писала и не рассказывала.
      Мои заметки- повод думать, а не спорить и возражать друг другу.

      Удалить
    2. Так что ж, теперь и поспорить нельзя? ;)
      Насчет ребенка - ты меня успокоила...
      Ну и ты права, конечно, в разные периоды одни и те же события мы видим по-разному.

      Удалить
    3. Спорить можно, но корректно.
      Слова "…… .- по-моему, это все-таки преувеличение" звучат не как высказывание своей точки зрения, а как категоричное возражение и неприятие моей, и даже как осуждение моей. И вызывают не желание выслушать и объяснить свою позицию, а начать немедленно возражать в ответ, от чего я удержалась с большим трудом, и то не до конца.
      Ты же не пишешь "Таня, мне сложно с этим согласиться, потому, что у меня было так-то". Ты пишешь мне "Таня, ты преувеличиваешь" (ну, таков голый смысл слов). И тогда все, что ты пишешь дальше, уже неважно: ты успела осудить мою точку зрения и вызвать соответствующую реакцию.
      Так что таки да, так спорить на моем блоге нежелательно для меня.
      Извини за разбор.

      Удалить
    4. "Слова "…… .- по-моему, это все-таки преувеличение" звучат не как высказывание своей точки зрения, а как категоричное возражение и неприятие моей"... что-то я тут не понимаю, похоже... я же написала ПО-МОЕМУ, и еще вставила смягчающее слово "все-таки"....

      Удалить
    5. Более того, сказала не "это не так" - а всего лишь "преувеличение", да и то только "по-моему" и "все-таки". Где же тут категоричность?

      Удалить
    6. Женя, увы. Если ты не чувствуешь, я бессильна объяснить.
      Слово письменное очень отличается от устного, я пыталась тебе это показать.
      Мне не нужно было, чтобы ты со мной согласилась сейчас. Я хотела, чтобы ты увидела.
      Но ты по привычке продолжила возражать и оправдываться и я бессильна тут.
      Так что твои интернет-споры с неприятием твоих слов и раздражением на тебя будут прододжаться (это ко вчерашнему нашему разговору)
      Если я скажу тебе "Женя, ты преувеличиваешь" или "Женя, все-таки по-моему ты преувеличиваешь" - суть от этого изменится очень мало. Основным все равно останется "ты преувеличиваешь"
      "Преувеличение" суть есть ярлык.

      Удалить
    7. Женя, ну если ты пишешь " по моему", то это читается "это преувеличение" с приставкой " по-моему". Никакого смягчения здесь нет.
      А "все-таки" я бы расшифровала как " есть некоторые сомнения, но склоняюсь думать, что это преувелиение". может и не так категорично, но это явное оспаривание чужой точки зрения. В таком случае хочется сразу хочется спросить" почему ты считаешь что это преувеличение? обоснуй".
      Я сейчас встряла не для того, чтобы влезть третьей, он для итого, чтобы помочь Жене прояснить то, что Женя явно не понимает))))

      Удалить
    8. Татьяна, я не успела прочитать ваш последний комментарий. Женя. мы написали с Татьяной одно и тоже... Есть повод задуматься.

      Удалить
  5. Нет, я все услышала.
    И все-таки ты преувеличиваешь :).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что ж, это твой выбор. Взрослая девочка. Не обижайся, если побьют :)

      Удалить
  6. Где эта золотая середина между бунтом и послушанием?
    Может ли послушный ребенок быть счастливым? Может, если его интересы совпадают с мнением родителей.
    Тогда его послушание - не перечеркивание собственных желаний, а естественная реакция на слияние его потребностей с потребностями родителей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, но согласитесь, Аня, что не может быть такого совпадения всегда и во всем. И значит, особо послушные дети соишком часто "наступают на горло собственной песне".
      А это, для меня, как-то не совместимо с пониманием счастья.
      Хотя часто дети могут и не осознавать, что происходит.
      Я где-то в комментариях однажды упоминала совершенно потрясший меня случай. Когда у меня на терапии была девочка, вроде бы лет 11, не помню точно.
      Девочка заикалась, но логопеды и неврологи сказали маме, что девочке нужны занятия с психологом.
      И вот при выполнении простейшего упражнения "что я люблю и что не люблю" девочка со всей искренностью заявила, что больше всего на свете она любит мыть посуду, подметать пол и читать. О любимых книгах при этом девочка рассказать не могла, но читать она очень любит и каждый день читает 10 страниц Тома Сойера. Именно 10, ни страницей больше или меньше, потому, что так сказала учительница: читать 10 страниц Тома Сойера. И левочка очень любит это делать :)
      Мы долго разговаривали, и даже порисовали на тему "я люблю" Нет. Разные клнфеты, морожное, качели, -ничто не дотягивало до "я люблю". Вот мыть посуду, подметать и читать 10 страниц Тома Сойера - это лишь девочка искренно любила.
      Кстати, с "не люблю" вышло еще хуже.
      Ничто не попало в список "не люблю". Лишь после отдельного разговора согласилась, что таки не любит, когда ее ругают.
      Вот. Вполне счастливый ребенок. Ощущающий, как любят ее родители и бабушки.
      Только заикается. А так ничего, все хорошо. Ребенок доволен и счастлив.

      Аня, спасибо за Ваш комментарий:)
      А про золотую середину мне бы хотелось поговорить побольше. Я все подумываю еще один пост написать, о детском послушании.
      Вот в выходные и напишу )))

      Удалить
  7. Танюша, а ведь я помню как трудно было поступить на БПФ в Томском университете. Проходной балл был 23, если не прошел по 9-ти бальной системе или с одной пятеркой , будучи золотым медалистом. Ты уникум.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, трудно, это правда)
      Тем более аттестат учитывался, а у меня - бездельницы было всего 4,5...
      Но мне повезло немного. В год накануне моего поступления был конкурс 11 человек на место и проходной 23.
      А на будущий год видимо многие испугались и не поехали. И конкурс был всего 6 человек на место. Но не испугались самые сильные, конечно - поэтому проходной все же был 22... Что тоже немало. Мне надо было 2 пятерки и 2 четверки. Что все же более реально)))

      Удалить