суббота, 26 мая 2012 г.

Адаптация + сложности характера.

Скажу сразу, чтобы не было недоразумений: мне здесь нравится. Пока даже не особо мешает музыка во дворе перед выходными (кроме того пока единичного случая, когда вопили прямо под окном и конца не было видно). Тем более, что она выключается где-то в 23:30 как правило.
Мне нравится моя квартира, я именно такую хотела: 3 комнаты, недорогую и небольшую, не 100-метровую.  Мне нравятся люди, которых я здесь встретила. Мне многие помогают. Я познакомилась с очень приветливыми двумя ивритоговорящими соседками своими, мне очень нравится славный эфиопский малыш, поселившийся на 1-м этаже... Я хотела здесь жить, и в общем не передумала. Я собираюсь идти в ульпан, собираюсь искать пока подработку на выходные, если получится. На 1/4 ставки мне бы подошло. Привыкла я работать, мне этого месяца безделья за глаза хватило.
Но с моим характером мне здесь безумно сложно. Я думаю, что когда выучу получше язык, будет легче, но пока сложно.
Периодически я плачу. И как-то все чаще. И я не могу ничего с этим поделать. Я очень стараюсь справиться со своими эмоциями, но они оказываются сильнее.
Третьего дня я поехала в маккаби, наконец получить больничную карточку. Нашла офис, поднялась на 4 этаж. Куда от лифтов дальше - непонятно. Увидела справа сидящих за компьютером девушек и попробовала у них спросить. К ним постоянно подходили люди и о чем-то спрашивали.  Я дождалась, когда одна девушка освободилась, и спросила ее, говорит ли она или ее напарница по-русски (спросила на моем примитивном иврите, разумеется). Девушка ответила, что нет, ни она, ни напарница по-русски не говорят.  И отвернулась к следующему посетителю. Меня больше не существовало. У меня в руках были бумаги: о записи в больничную кассу, выданную в аэропорту и теудат зеут. Но она даже не спросила, что мне нужно, (на своем хромом иврите я бы все же вполне могла сказать, что мне нужно оформить карточку). Но она просто отвернулась к другому посетителю.
Я привыкла, что когда я задаю такой же вопрос в банке ли, в ирие ли, то мне отвечают, например, что нет, я на русском не говорю, но вот в таком-то окошке есть человек, говорящий по-русски, обратитесь к нему. Или просто спрашивают: а что вы хотите? А здесь от меня просто отвернулись, я  им мешала...
Я очень растерялась. Тем более, что мне сказали, что в этом отделении банка есть русскоговорящие сотрудники. И я не представляла, что теперь делать дальше. Я не могла удержаться и расплакалась, но поспешно вышла в коридор, чтобы никто не заметил. Один вот такой отказ выбивает меня из колеи надолго.
Я постояла около лифтов, мне очень хотелось уехать домой. Но раньше или позже все равно за этой карточкой ехать. Поэтому я подождала, пока смогла справиться со своим состоянием и слезами. Чуть успокоилась и вернулась туда же. Я там стояла растерянно, не рискуя больше ничего спрашивать, а потом к компьютерам подошла еще какая-то девушка, которая оказывается говорила по-русски. Ее никто специально для меня не звал, она подошла по каким-то своим делам за какими-то своими бумагами, но мне показали на нее и сказали "вот она говорит по-русски". И эта девушка наконец спросила меня, что я хочу, объяснила, что я зашла не туда (как понимаю, я зашла в регистратуру), что мне надо выйти, и зайти в дверь напротив лифтов: там офис, там есть русскоязычная сотрудница.
Все дальше было просто. Но этот случай очень типичен для меня в Израиле. Что-то подобное было в России с изучением иврита. Как-то я легко расстраиваюсь и сдаюсь, когда чувствую свою беспомощность в ситуации.
А еще я теряюсь от напористости. Я легко уступаю. Плохо умею требовать. Мне проще отойти, переждать. И с этим моим качеством в Израиле мне тоже очень трудно. И не очень хочется переделывать себя в 50-то лет. Я вообще-то упрямая, я как правило знаю, чего хочу и добиваюсь этого. Но без языка я стала чувствовать свою беспомощность, и слишком часто.
Поэтому так попала со схирутом. Слишком на меня нажали. В результате договор оказался вообще без записи о досрочном расторжении: не предусмотрено такое в моем договоре. Ну, об этом я уже писала.
Вот сегодня ситуация совершенно на первый взгляд глупая, выеденного яйца не стоящая.  Но она и в России меня рассердила бы  и обидела, но там я с ней справилась бы, а здесь я уже час не могу успокоиться... Поехали мы с дочкой на пляж. Долго сидели на остановке ждали маршрутку.Минут 20 ждали: шаббат все же. На остановке никого не было, кроме нас. Подходила женщина с ребенком, но не дождалась и поехала на такси. Наконец пришла маршрутка. И когда мы собрались в нее сесть, то откуда-то выскочила какая-то дама, опередила нас и влезла в маршрутку. Если бы это было в России, я бы ей сказала по-русски, что дама, куда вы лезете, мы давно ждем, так что давайте-ка после нас. А здесь моего языка на это недостаточно.Поэтому дама влезла, и в маршрутке осталось всего 1 место, а нас двое. И мы остались на остановке.
Я не знаю. Может это перегруз эмоциональный? Я не помню за собой, чтобы я так легко плакала в Питере. А тут понимаю, что сейчас разревусь, поэтому сказала дочери, что не хочу больше ждать и иду домой. На самом деле просто не хотела, чтобы она видела, что я плачу, особенно из-за ничего. Дома час проплакала от обиды. И от беспомощности. И до сих пор толком не успокоилась, только голова разболелась.
Вот пока живу так. И не очень знаю, что с этим можно сделать, разве что выучить язык. Но на это надо время, месяцы, а то и год - другой. А что сейчас с этими слезами делать при таком моем дурацком характере, пока не понятно. Ладно, поживем - посмотрим. 

35 комментариев:

  1. Танюша, не расстраивайся)))! Совет глупейший и совершенно дурацкий, правильно. Но я тут сама за компанию с тобой разревелась. Я тоже вот так теряюсь. Вернее, раньше терялась. По-настоящему. Не могла себя защитить, мужа и детей да, а себя - никак...А потом мне дали прочитать книжку Барьеры ( автора не помню, но легко найти в инете, надо скачать ). И очень многое в жизни поменялось. Я стала учиться себя защищать. В первую очередь, защищать своё личное пространство, душевный комфорт и своё спокойствие. Ведь никто и никогда не позаботится о нас, кроме нас самих. И никто не будет любить и уважать человека, который сам себя не любит и не уважает. Я стала хотя бы снаружи вести себя увереннее, как будто я всё это знаю и ни капельки не смущаюсь, без нахальства и самоуверенности, но со спокойным достоинством и уверенностью порядочного и правого человека. К тому же мне не сложно подождать и я не люблю спорить вообще, считаю, что не правильно тратить своё время, силы, душу на спор и переубеждение человека. Я могу тратить себя только на тех, кто мне не безраличен, если они тоже не безразличны ко мне!
    Ты просто говори себе: другие смогли, смогу и я! Мне дали такой совет, когда мы только приехали сюда. И главное, не молчи - проси помочь. Нам ещё учительница в харьковском ульпане сказала, что тут никто не спросит, что вам угодно. Пока ты стоишь молча, тебя как бы и нет - мало ли, почему человек стоит именно тут - свободная страна))).
    У нас тоже в договоре сказано, что при желании досрочного расторжения договора, мы должны будем оплатить все чеки. Но нам дом нравится. Надеюсь, проблем не будет.
    А наглость - второе счастье - это везде правда. Я тоже чувствую свою беспомощность - мало знаю язык, как немая... И это при моём-то умении поговорить))). Надо не зацикливаться на этом, учить язык, а когда вперёд лезет тётка, отшить её на чистом русском - скорее всего, она поймёт! И тебе станет легче.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Аня, этот твой комментарий почему-то в спам попал, только сегодня обнаружила и достала.
      А по сути - ну, не всем дано быть наглыми))) Да и не всегда то - счастье))) Может иногда можно и поогорчаться, но сохранить что-то важное в себе. (это я насчет автобуса).
      А насчет "другие смогли - смогу и я" полностью согласна))) Я именно так и рассуждаю: если моя подруга смогла в Израиле переучиться и работать учителем (приехала в 90-е, без языка, на уборках тоже несколько лет побегала...), почему я не смогу?

      Удалить
    2. Не, я не про себя писала, что наглость - второе счастье, про таких вот наглых тёток, которые либо вперёд лезут, отпихивая всех локтями, а потом глаза закатывают - помогите, уступите место, я такая старая или больная... Вот они-то наглость счастьем и считают. А мне легче и проще отойти в сторону, не вступив в это г..., чем спорить и доказывать, чем унижаться, опускаясь до их уровня. И это не потому, что я лохушка, тряпка или размазня. Нет. Просто стыдно как-то, хочется иметь чистую совесть и возможность гордиться своими поступками.
      Я вот сейчас устаю немножко на работе, вещи очень потихоньку раскладываю - это мне совершенно не свойственно - я люблю порядок у себя дома, но предпочитаю днём отдохнуть, а вечером - дети, гости, просто хочется в саду посидеть - как тут будешь убирать!?
      Приезжай к нам в гости, обязательно, это совершенно не сложно, я могу уточнить маршрут))).

      Удалить
    3. Вот и я предпочитаю обычно в сторону отойти...

      Удалить
  2. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение. Ф. Раневская

    ОтветитьУдалить
  3. Я думаю, это от неопределенности и от отсутствия твердой почвы под ногами. В нынешнем вашем состоянии это естественно. Все-таки одной очень тяжело в другой стране. Лучше было бы, наверно, все-же где-то недалеко от близких людей жить. Если нужна какая-то помощь или просто поговорить не с кем, вы пишите. Я не хочу давать на общее обозрение свой скайп, но можете написать мне в личку на беседке, если хотите и если я чем-то могу вам помочь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я имела ввиду ближе к Цфату или к Крайотам, где живет ваша подруга. Просто перечитала комментарий и решила, что его можно неправильно понять.

      Удалить
    2. Да, я так и подумала, что имелся в виду папа)))
      Если бы я поехала в Цфат, то да, было бы намного легче на душе. Но все равно раньше или позже пришлось бы переболеть "новой страной". Так что ничего, сейчас переболею)))
      Спасибо за поддержку, напишу)

      Удалить
    3. Я не нашла тебя в беседке(((

      Удалить
  4. А я хочу поддержать!
    Я первое время рыдала глядя на бескрайнюю гладь моря, что где-то там осталась моя жизнь...
    По характеру, когда мы приехали, я тоже была такая робкая и слово лишнего сказать боялась. Но со временем просто вливаетесь в эту жизнь и даже не зная каких то слов, уже можно и поругаться и отстоять свою точку зрения :-)
    Но! Одна моя знакомая таки вернулась в Питер... Не понравилось им тут с семьей никак...
    Так что, главное, чтобы в этот период адаптации у вас была поддержка и понимание и взгляд в будущее...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, мне как раз здесь нравится очень. Ни разу даже в голову не пришло: уехать. Время нужно. Ну, и возможно мой пост кому-то будет полезен из будущих репатриантов. Не у одной же у меня такой характер)))

      Удалить
  5. Вы слишком близко всё принимаете. Черезчур. Как-будто Вы кому-то что-то должны. Нельзя так, нельзя. Хоть жизнь сложная штука, но, как говорится, будь проще, и к тебе потянуться люди. )
    Не расстраивайте нас, пожалуйста... Не унывайте!

    ОтветитьУдалить
  6. Ой как трудно тебе будет в Израиле с твоей повышенной эмоциональностью! Потому что для Израиля она нехарактерна, люди тут прямые и привыкли добиваться своего громким голосом или хамским поведением. Это типично для Израиля, надо настраиваться на это и принимать как данность. Полно хороших людей, готовых помочь. Но лично я каждый раз воспринимаю их как подарок судьбы. Рассчитывать на это уж точно не нужно.
    Вот сейчас читаю про Кацрин, как там встречают репатриантов, как куратор за них болеет и всячески им помогает - но ведь так должно быть ВЕЗДЕ! А похоже, что это только в Кацрине. Даже в нашем маленьком Кармиэле - ничего подобного.
    Таня, ты же психолог. Ты же должна знать какие-то приемы, которые помогают справляться со слезами и эмоциями. Я тоже человек крайне эмоциональный. Но у меня с самого начала выработался прием, как будто я - не я, все происходит не со мной, будто я - актриса и на сцене играю. Если меня посылают, я начинаю очень эмоционально повышать голос, кричать "Лама?", в общем, веду себя так, как в России мне было совсем не свойственно. И это помогает, представь себе. А когда тебя все-таки оттеснили, послали подальше - все равно, несмотря на обиду, всегда можно сказать себе: "Стоп, жизнь на этом не кончатеся". Для меня хуже всего - телефон, когда надо узнать что-то важное, а я не понимаю, и меня посылают, и я не знаю, что делать дальше. Но в последнее время я предпочитаю в таких ситуациях просить о помощи друзей и знакомых, или искать пути, как можно обойти препятствие (послать мэйл, найти офис, куда можно прийти лично).
    Еще я согласна с комментаторами, что одной - трудно. Я в Израиле не одна, по крайней мере, муж есть! Пусть у него иврит хуже моего, но "ощущение плеча" помогает. Еще помогает община. Многие, я знаю, недоумевают, зачем мне какая-то община - так вот за этим в том числе! Когда есть много знакомых, живущих тут давно и готовых помочь, жизнь сразу становится легче.

    ОтветитьУдалить
  7. Николай СПб26 мая 2012 г. в 22:00

    Не обижайтесь, но это именно то, что называется колоритным словом “совок”. Практически во всем мире люди крайне не любят, когда их патронируют, считают это оскорблением. “Don't patronize me” – это классика. А в России до сих пор “страна советов”.
    Никто не будет вам навязываться или вести себя, как будто Вы инвалид. А просьбу помочь никто не воспримет как нечто унизительное. Правила другие.
    У Вас есть замечательная возможность изучать новый мир – это вовсе не повод для расстройств, скорее наоборот. Что за радость жить в шаблоне? Хороших открытий у Вас впереди больше, чем плохих. Некоторое количество граблей будет, но это не смертельно. Азохэн вэй, если коротко)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не знаю, не знаю. Во всем мире люди выполняют свою работу и при этом внимательны к посетителям. Кроме "совка", где до последнего времени всегда был главным не покупатель, а продавец.
      Так что и наглость, и невнимательность к посетителям я бы как раз и отнесла к "совку"))) или к местной ментальности)) Потому как здесь же встречала и совсем другое отношение в разных конторах.
      Другое дело, что я скорее о себе, о своем характере, когда я в таких ситуациях теряюсь и расстраиваюсь.

      Удалить
    2. Николай СПб27 мая 2012 г. в 13:27

      Упс, и это МЧС! Да Вас самих спасать надо))).
      Татьяна, там много чего ИНАЧЕ. Хорошо это или плохо – Вы поймете через пару лет, не раньше. Пока же все, что непривычно, Вам кажется плохим, а это не так. Поэтому просто воздержитесь от оценок, н накручивайте себя. Восток - дело тонкое))
      Да, и не надо всюду искать переводчиков. Помогайте себе жестами. В Израиле махать руками – это хороший тон.))

      Удалить
    3. Я где-то написала, что ВСЕ, ЧТО НЕПРИВЫЧНО мне кажется плохим? Я не очень понимаю, из чего вы делаете такой вывод.
      Я написала о своем нестабильном эмоциональном состоянии, и отношу это к периоду адаптации и отсутствию нормального языка, полагая, что это опыт, который и мне хорошо бы запомнить, и кому-то из новеньких он поможет не испугаться своего состояния и не подумать, что все так плохо и пора домой.
      Именно ИНАКОВОСТЬ и создает трудности, и нигде я не написала, как здесь ВСЕ ПЛОХО, что не так, а наоборот начала пост с того, что мне здесь нравится. Вы не прочитали?

      Удалить
    4. Кстати, и МЧС иногда надо спасать, почему нет-то? И у пожарного может дом загореться)))
      Живые все люди.

      Удалить
  8. В Ашдоде тоже есть куратор. Я в макаби ходила с куратором и сейчас даже не смогу даже примерно сказать в какой кабинет мы ходили и как меня оформляли. Странно, что в Нетании нет кураторов.
    А вообще, Таня, Женя правильно сказала - ты же психолог, знаешь приемы. Хотя..... хотя я иногда тоже не справляюсь с эмоциями, но они не от чьего то хамства, а просто где-то что-то переполняется и выливается слезным мавулем)))))

    ОтветитьУдалить
  9. но я тебе говорила и говорю - пиши, просто чтоб излить пиши. Хоть и не часто я бываю свободна для долгой болтовни)))) Извини уж....

    ОтветитьУдалить
  10. Таня, соглашусь со всем выше перечисленным и добавлю от себя - не принимай близко к сердцу и не расстраивайся, это адаптация, она обязательно пройдет. Постарайся быть настойчивее, напористее. Я знаю как это трудно, я в принципе не сильно застенчивая))), но воспитана ... эээ... короче не так, как тут детей воспитывают. Или просто ментальность другая; в подобных ситуациях мне тоже трудно требовать. И еще я не умею говорить "нет". Но учусь. На первых порах когда не было иврита, я вовсю пользовалась английским, и сейчас иногда грешу))), даже если английского нет - пантомимой, знаками, чем угодно привлекай внимание и стучи кулаком! Это их работа, в конце концов! Женя права, это такая страна, тут надо напролом!
    Но и людей прекрасных тут много, которые всегда готовы помочь. У меня таких примеров тысячи.
    И если тебе нужно еще куда-то сходить, записаться, о чем-то с кем-то договориться и т.д. - звони, не стесняйся (054 - 59 ноль - 24 - 19)
    Что с ульпаном, кстати?

    ОтветитьУдалить
  11. Завтра провожаю моих девочек и послезавтра пойду узнавать насчет ульпана. А ты ходишь на гимел?

    ОтветитьУдалить
  12. Да, в утреннюю группу. Ты утром приедешь в ульпан?

    ОтветитьУдалить
  13. Нелегко привыкнуть к местным людишкам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Только почему "людишкам"? Если что, так мы теперь тоже местные))))

      Удалить
    2. я бы скорее сказала "к местным РЕАЛИЯМ" - это правда нелегко, нужна некоторая ломка)))

      Удалить
  14. Имеется в виду, что попадаются такие, что... Не все, конечно. Особенно много таких "местных" людишек - из ватиков, приехавших лет 20 назад. Некоторые из них - "хуже татарина".

    А вот пример хороший: сегодня заехал по рекомендации, к одному мастеру (нужно было поменять в машинке ремешок + натяжитель - время подошло). Он - араб, вернее - друз. Говорит по русски лучше нас с вами, учился 20 лет назад в Харьковском автодорожном институте "по обмену". Сделал все быстро, идеально, очень дешево, и, главное - не стал надумывать проблемы, чтобы выжить деньги (в этот отношении этот мастер - один из очень немногих, по отзывам). Уже я ему говорил: а тут вот скрипело, а тут иногда стук слышал спереди - он сел в машину, покатался с полчаса по кфару (Кфар Ясиф - друзская деревня), а в кфаре там дороги что в городе Орле, полно незаконных лежачих полицейских - крутых и высоких. Послушал машину и вынес вердикт - не дури сам себе мозги. Все у тебя ОК.
    Вот такой местный!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На мой взгляд хороших людей всегда больше, согласны? )))

      Удалить
  15. Разумеется, категорически не согласен. Все в свой карман хорошие.

    ОтветитьУдалить
  16. Я 20 лет в Израиле,отлично владею ивритом и решаю все вопросы ,что называется "по телефону" . Тоже из Питера . Жил в разных городах на Севере и в центре Страны .Много чего прошёл ,много чего повидал .На мой взгляд, госуд. система абсорбции несовершенна . Человека кидают как десантника с опр. суммой денег ( корзина абсорбции ) в абсолютно незнакомую среду с населением ,настроенным отнюдь не супердружелюбно ,без языка ,без понятий о местном менталитете . Для одних это подходит,а для других ,таких ,как Татьяна нужен более мягкий подход ,хотя бы служба телефонного сопровождения должна быть ,чтобы она могла позвонить ,посоветоваться ,чтобы тут же по телефону ей что-то перевели .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. вроде бы и предусмотрены волонтеры, кураторы... Но это на бумаге, а на практике такого почти нигде нет.
      Ну нет, и нет. Просто надо быть готовым к тому, с чем столкнешься. Для этого я и пишу, собственно. Может, кому-то будет не просто интересно, но и полезно. Это не поможет не плакать, когда плачется (сложно справляться с огорчениями, если огорчаешься), но поможет не воспринимать слезы и огорчения как конец света. Мне например точно помогает, поэтому домой совершенно не хочется возвращаться: мой дом здесь теперь и я это немного чувствую.

      Удалить
    2. Всем эти кураторы, сотрудники мин. Обсербций и прочая шелупонь существуют виртуально от нас , но получают реальные зарплаты за нас... И требовать надо, и матом их, матом!

      Удалить
    3. Алекс, Вы же понимаете: то, что подходит одному человеку, другому может не подойти. Поэтому советовать - не очень благодарное занятие. Что возможно подходит Вам (требовать, стучать кулаком по столу, или матом например...) совершенно не подходит мне.

      Удалить